Ведомственные или коммерческие

Традиционно выставочный телекоммуникационный год в России завершается форумом «Ведомственные и корпоративные сети связи», который будет проходить как всегда в Москве в Гостином Дворе с 7 по 10 декабря.

Традиционно выставочный телекоммуникационный год в России завершается форумом «Ведомственные и корпоративные сети связи», который будет проходить как всегда в Москве в Гостином Дворе с 7 по 10 декабря.

Эта выставка является поводом как минимум раз в году задуматься об особенностях деятельности и перспективах ведомственных и корпоративных операторов связи.

В первой половине 1990-х годов, принимая во внимание состояние экономики России, и в частности ее телекоммуникационного сектора, ряд крупных ведомств и корпораций (Центробанк, Газпром, Лукойл, РАО ЕС России, Министерство путей сообщения и другие) были вынуждены заняться созданием собственных максимально самодостаточных телекоммуникационных систем и, соответственно, корпоративных операторов связи.

Новые требования к информатизации, которые предъявляла этим корпорациям рыночная экономика, существующие государственные операторы не могли удовлетворить ни качественно, ни количественно.

Первая задача, которую решили корпорации, создав собственные сети связи — это повышение эффективности технологического процесса. На этом этапе экономический эффект от создания таких систем был косвенный и проявлялся в снижении себестоимости основной продукции.

Решив первую задачу, корпорации все чаще стали задумываться о коммерческой составляющей корпоративных телекоммуникаций, которая обеспечивала уже прямой экономический эффект и возврат вложенных инвестиций. Тем более, что услуги корпоративных операторов связи, предоставляемые внешним пользователям на коммерческой основе, оказались востребованными.

В этом смысле интересна и показательна история компании Газком, которая была создана в 1992 году Газпромом, Ракетно-космической корпорацией Энергия и Газпромбанком.

Вот что рассказывает генеральный директор Газкома Дмитрий Севастьянов.

На первых порах задачей Газкома было наладить спутниковую связь на северных газовых месторождениях Газпрома (для Газпрома с учетом его масштабов ряд важных задач можно было решить только с помощью спутниковой связи). И первый же опыт показал, что существующая на тот момент в России группировка спутников Горизонт не позволяет построить эффективные и экономичные спутниковые сети. Вот почему Газпромом было принято решение о создании собственного космического сегмента — спутников Ямал.

Газком справился с этой задачей: в системе спутниковой связи Газпрома, которая называется Ямал, сейчас работают три спутника (Ямал-100, Ямал-201 и Ямал-202), созданные на новых технологиях.

В результате, в настоящее время спутниковая связь используется практически во всех направлениях деятельности Газпрома, включая как направления производственного характера — управление финансовыми ресурсами, добычей, переработкой, транспортировкой и сбытом газа, так и социального.

Между тем, за время своего существования Газком развился в оператора национального масштаба и приобрел достаточную известность за рубежом.

Его услугами пользуются государственные структуры (10% от общей потребляемой спутниковой емкости), корпоративные и коммерческие сервис-провайдеры (51%) и коммерческие телевизионные компании (22%). Газпром, основной акционер Газкома, потребляет сейчас около 17% от общей спутниковой емкости.

После того, как международный рынок убедился в том, что сервис Газкома не уступает сервису известных зарубежных операторов, и что российские спутники Ямал соответствуют мировым стандартам, доля продаж Газкома на международном рынке стала быстро расти и сейчас обеспечивает около 25% общего дохода Газкома от операторской деятельности.

Текущие показатели эффективности бизнеса Газкома достаточно высоки: по ряду ключевых индикаторов он вполне соответствует показателям успешных западных операторов.

Таким образом, начавшись с прямых инвестиций Газпрома, система спутниковой связи Ямал сейчас способна сама себя воспроизводить и развиваться. Например, если источником средств для строительства первого спутника Ямал-100 были прямые инвестиции Газпрома, то проект создания спутников Ямал-200 был реализован уже на принципах проектного финансирования (то есть, инвестиционные и заемные средства привлекались под будущие финансовые потоки от реализации проекта). На тех же принципах Газком намерен построить два следующих спутника Ямал-300, которые должны оказаться на орбите в конце 2007 года.

Рассказанная история свидетельствует о том, что некоторые корпоративные операторы, начиная деятельность с решения корпоративных задач своих учредителей, преодолели ведомственную ограниченность и превратились в заметных игроков на открытом телекоммуникационном рынке.

Такие компании имеет устойчивый диверсифицированный бизнес и широкую клиентскую базу. В абсолютных показателях доходы этих компаний конечно не сравнимы с профильным бизнесом их учредителей, однако рентабельность их деятельности зачастую оказывается выше. Поэтому, а также в связи со своим статусом негосударственных компаний, они часто попадают в поле зрения других инвесторов, в том числе финансовых структур и авторитетных западных операторов.

Государственные телекоммуникационные компании за последнее время тоже сделали шаг вперед. Если говорить о спутниковой связи, то, например, существенно обновлена группировка спутников ФГУП Космическая связь. Но именно наличие сильных альтернативных (негосударственных) операторов делает российские телекоммуникации, в том числе спутниковые, привлекательными для пользователей, которым они дают свободу выбора, а также облегчают их признание мировым сообществом.

А перед многими ведомствами и корпорациями, построившими свои собственные сети связи и вырастившими эффективных телекоммуникационных «дочек», на повестке дня стоит сложный вопрос: как правильно и эффективно распорядиться этими ценными активами?

Петр Поспелов
"Независимая газета" 6 декабря 2005 года №265 (3661)

Поделиться