Генеральный конструктор компании «Газпром космические системы» Николай Севастьянов: «Главная задача заказчика - отследить вопросы качества работ конкретно для своего спутника на всех уровнях кооперации предприятий, участвующих в проекте»

Среди множества российских космических фирм есть немало таких, которые явственно демонстрируют насколько прочно космос, космическая деятельность вошли в нашу жизнь, нацелены на решение практических задач. Одна из них - «Газпром космические системы». О сегодняшнем дне фирмы и ее планах «Интерфаксу-АВН» рассказал генеральный конструктор компании Николай СЕВАСТЬЯНОВ.

Среди множества российских космических фирм есть немало таких, которые явственно демонстрируют насколько прочно космос, космическая деятельность вошли в нашу жизнь, нацелены на решение практических задач. Одна из них - «Газпром космические системы». О сегодняшнем дне фирмы и ее планах «Интерфаксу-АВН» рассказал генеральный конструктор компании Николай СЕВАСТЬЯНОВ.

- Николай Николаевич, что сегодня представляет собой «Газпром космические системы»?

- «Газпром космические системы» является разработчиком и оператором космических систем. Сегодня в целях развития своей деятельности в области космических информационных систем наша компания развивает два направления. Первое - это система спутниковой связи и телевидения «Ямал», в составе которой создана орбитальная группировка спутников связи «Ямал» и обширная наземная инфраструктура спутниковой связи и телевидения. Развитие системы космической связи и телевидения «Ямал» продолжается. Реализуются проекты «Ямал-300» и «Ямал-400», нацеленные на значительное расширение ее возможностей. Вторая космическая система, которую мы разрабатываем, это система дистанционного зондирования Земли «Смотр». В части радиолокационного сегмента она сопрягается с многоцелевой космической системой «Арктика», которую планирует создать Роскосмос.

Оба направления включены в состав Федеральной космической программы.

- Какую поддержку оказывает вам основной акционер - компания «Газпром»?

- Газпром является главным акционером нашей компании, а компания «Газпром космические системы» является одним из высокотехнологичных активов Газпрома и принимает участие в непосредственном решении производственных задач предприятий Группы Газпром. Система спутниковой связи и телевидения «Ямал» обеспечивает связью все виды деятельности Газпрома: добычу, транспортировку и реализацию газа потребителям.

Но при этом надо понимать, что Газпром прямых инвестиций в нас не вкладывает. Для реализации наших проектов мы привлекаем кредиты. Газпром как материнская компания поддерживает нас, предоставляя гарантии по кредитам. Это немало, поскольку позволяет нам значительно снижать процентные ставки и брать более долгосрочные кредиты, что очень важно для инновационных проектов. Но возвращать привлеченные кредиты мы должны сами за счет средств, полученных от реализации космических услуг на российском и зарубежном рынках.

Основное требование Газпрома в отношении наших космических проектов - все создаваемые системы должны быть экономически эффективными и полностью самоокупаемыми. Это требование во многом задает вектор нашей технической политики.

Созданию новой космической системы, всегда предшествует научно-исследовательская работа, в которой мы исследуем новые технологии. Затем наступает вторая фаза - разработка технико-экономического обоснования и бизнес-плана проекта. Только по результатам рассмотрения этих документов квалифицированной комиссией принимаются инвестиционные решения - строить систему или нет. Я считаю такой подход абсолютно правильным. Он очень позитивно сказался на реализации наших космических проектов.

- Расскажите об орбитальной группировке системы «Ямал» и о ближайших планах по ее развитию.

- В состав орбитальной группировки «Ямал» было введено три спутника «Ямал-100», «Ямал-201» и «Ямал-202». Мы их разрабатывали совместно с корпорацией «Энергия» во второй половине 90-х - начале 2000-х годов. Сегодня эксплуатируется два спутника «Ямал-201» и «Ямал-202», так как в прошлом году «Ямал-100» был выведен из эксплуатации. Он был запущен в 1999 году, отработал на орбите одиннадцать лет вместо десяти предусмотренных техническим заданием. Когда у спутника закончилось топливо, мы его вывели из эксплуатации.

Спутники «Ямал-201» и «Ямал-202» были запущены на орбиту в 2003 году и сегодня загружены полностью. Эти «Ямалы» создавались за счет привлечения кредитных средств. В 2008 году мы полностью вернули все кредиты. Проект окупился за пять лет и приносит прибыль.

Сегодня мы строим три новых спутника. Первый аппарат - «Ямал-300К» создается в кооперации с компанией «Информационные спутниковые системы«» имени академика М.Ф.Решетнева (ИСС) и должен быть запущен в конце 2011 года. Спутники «Ямал-401» и «Ямал-402» создаются в кооперации с ИСС и европейской компанией «Талес Аления Спейс». Мы их планируем запускать в 2012 и 2013 годах.

- Чем «Ямал-300» и «Ямал-400» отличаются от предшественников?

- Прежде всего, отличаются по энергетике. Это спутники более мощные, с большей энерговооруженностью, чем те, которые мы строили вместе с корпорацией «Энергия». С точки зрения сегодняшней классификации «Ямал-100» и «Ямалы-200» можно отнести к спутникам малой энергетики - до 2 кВт на полезную нагрузку. У аппарата «Ямал-300К» этот показатель уже до 6 кВт, а у «Ямал-400» мощность, выделяемая на полезную нагрузку, составляет 11 кВт.

В действующей российской орбитальной группировке сегодня спутников связи такой мощности пока нет. Наиболее энерговооруженные аппараты имеют не более 5 кВт на полезную нагрузку.

Новые аппараты также отличаются от предшественников более современными техническими решениями. Изменилась, например, силовая схема конструкции. Ее основа - это углепластиковая труба, на которую крепятся сотовые панели с оборудованием космического аппарата. Такой подход, кстати, практикует и ИСС, и «Талес Аления Спейс».

Есть у новых аппаратов и другие отличия. Например, по ресурсу. Для спутников «Ямал-100» и «Ямал-200» срок активного существования закладывался, соответственно, 10 и 12 лет. Новые спутники должны будут отработать на орбите 15 лет и дольше.

Но есть у новых «Ямалов» и то, что их объединяет с предшественниками - это негерметичное построение конструкции.

- Компания «Газпром космические системы» была в России пионером в использовании космических аппаратов с негерметичными платформами. Этот подход себя оправдал?

- Вы правы, мы первыми в России на спутниках «Ямал» реализовали это направление, хотя за рубежом к тому времени эта технология уже использовалась. Как компания разработчик космической системы «Ямал» и заказчик космических платформ мы еще в середине 90-х годов заложили такое требование к космическим аппаратам и совместно с подрядчиком - в то время корпорацией «Энергия» - эти вопросы решили. Это нужно было сделать для того, чтобы снизить массовые затраты на конструкцию космического аппарата, а высвободившуюся массу использовать для увеличения энергетических возможностей полезной нагрузки спутника, что улучшает потребительские характеристики космического аппарата в целом.

Спутниковое строительство начиналось с герметичных отсеков. Прежде всего, потому, что приборам, установленным на спутник, нужно было создавать на орбите стабильные температурные условия эксплуатации, иначе они быстро выходили из строя. Поэтому специально все оборудование помещалось в герметичные отсеки, куда закачивался инертный газ, а также использовался жидкостный контур охлаждения. Таким образом, создавались стабильные температурные условия для эксплуатации приборов, находящихся внутри отсеков.

Но герметичные отсеки утяжеляют конструкцию, делают ее громоздкой, а сам спутник - недостаточно адаптивным к изменениям. Надо было расширять возможности спутников, чтобы они более гибко подстраивались под требования заказчика. Для этого надо было уходить от консервативности конструкции.

Но прежде в приборостроении должны были появиться такие комплектующие, которые устойчиво бы работали в условиях открытого космоса. То есть были более терпимы к жестким внешним условиям.

Когда технологически стало возможным производить бортовое оборудование для работы в условиях вакуума, появилась возможность использовать негерметичные отсеки на базе легких сотовых панелей. Новая технология также позволяет попанельно собирать полезные нагрузки. Уменьшился удельный вес спутников, то есть в целом повысилась экономическая эффективность спутников связи.

Жизнь не стоит на месте. Сегодня практически все российские космические компании стали использовать этот принцип построения конструкции. В ИСС имени Решетнева также достигли хороших результатов в этой области и поставили на промышленную основу производство легких сотовых панелей и других элементов конструкции. Эта компания довольно серьезно развила свою производственную базу, и я могу сказать, что, несмотря на то, что она не первая начинала этот процесс, в настоящее время она продвинулась дальше всех и является сегодня в России лидером в реализации этих технологий.

- Вы сказали, что срок активного существования новых «Ямалов» будет увеличен. Что для этого делается?

- Срок функционирования коммерческих спутников связи на орбите является ключевым параметром. Потому что, если вы инвестировали в новый спутник, то эти вложения вы можете вернуть только за счет реализации услуг на рынке. Если спутник быстро выходит из строя, то он может даже не окупить вложенные затраты, не говоря уже о потере репутации на рынке.

Вопрос увеличения продолжительности жизни российских спутников сегодня действительно надо решать. Это традиционно слабое место нашей техники. Критичным направлением является приборостроение и элементная база. Здесь важно еще на этапе начала проектирования спутника правильно выбрать квалифицированную элементную базу. Идеальный вариант, когда ты знаешь, что тот или иной прибор на твоем аппарате уже подтвердил характеристики на орбите или прошел полный цикл экспериментальной отработки на земле, так называемой квалификации. По этой причине мы вынуждены иногда использовать приборы иностранного производства, которые имеют квалификацию на 15 лет.

Как же добиться длительного срока эксплуатации российских космических аппаратов - 15 лет? Для этого надо правильно отобрать элементную базу по специальным программам, подтвердить режимы ее использования в составе приборов, правильно провести полный цикл наземной экспериментальной отработки приборов на соответствие 15-ти летнему ресурсу, отследить качество изготовления летных приборов на производстве и их испытание. Это очень трудоемкая, требующая системного подхода работа.

Эту задачу наша компания рассматривает как один из главных приоритетов. При этом мы работаем не только с нашим головным подрядчиком по созданию спутников, но и с кооперацией второго уровня, которая поставляет приборы на спутники. Начиная с отбора элементной базы, анализа режимов ее работы в составе приборов и испытаний, в том числе на радиационную стойкость. В этой работе обязательно участвуют наши специалисты. Они присутствуют во всех точках единичного контроля, когда проверяется состояние изготовленных плат приборов на этапах промежуточной сборки. Для проведения таких работ нужны квалифицированные кадры.

- Обычно, когда спутниковый оператор заказывает спутник, он выступает только в роли заказчика. Похоже, что «Газпром космические системы» видит свою роль несколько шире?

- Как я сказал ранее «Газпром космические системы» является разработчиком и оператором космических систем. Сначала наша компания формировалась как разработчик космической системы «Ямал», а когда мы ее создали, то стали выполнять и функцию оператора. Так сложилось исторически. Поэтому в составе нашей компании есть головное конструкторское бюро, которое занимается разработкой космических систем, а также эксплуатационные и коммерческие подразделения.

Работая в очень жесткой конкурентной среде, мы идем по пути разработчика и технического интегратора космических систем в целом. Это включает в себя разработку и увязку требований к целевым характеристикам спутников и наземной инфраструктуры, базовых технических решений по полезной нагрузке и платформе спутника, а также наземным комплексам управления, телепортам, земным сетям связи и телевидения.

Каждый раз при создании нового космического комплекса изготовление спутника мы заказываем подрядчику, которого выбираем по конкурсу среди предприятий космической отрасли. Сами разрабатываем для спутника и поставляем полезную нагрузку и бортовое оборудование служебного канала управления, а подрядчик изготавливает спутниковую платформу и интегрирует с нашей полезной нагрузкой и служебным каналом управления в составе космического аппарата. Также мы сами строим наземный комплекс управления спутником, включая наземную станцию управления и центр управления полетом.

В интересах наших клиентов, которые используют ресурс спутников «Ямал», мы проектируем и строим телекоммуникационные и телевизионные системы.

Эта организационно-техническая политика осознанная. Такой подход позволяет нам добиться конкурентоспособности наших спутников и конкурировать с ведущими международными спутниковыми операторами на рынке космических услуг.

Результаты этой работы видны в том, что наши спутники полностью загружены, причем 30 процентов ресурса спутников мы реализуем на зарубежном рынке.

- Как будет осуществляться запуск космических аппаратов «Ямал-300» и «Ямал-400».

- Эти спутники будут запускаться с космодрома Байконур российскими ракетами-носителями «Протон» с разгонным блоком «Бриз» производства космического центра имени М.В.Хруничева. Спутники «Ямал-401» и «Ямал-402» крупной размерности, поэтому будут иметь индивидуальные запуски. Спутник «Ямал-300К» средней размерности, поэтому будет запускаться в паре с другим аппаратом.

- Решено окончательно, с кем летит «Ямал-300К»?

- Подписано соглашение между Роскосмосом, ИСС и «Газпром космические системы» о том, что спутник «Ямал-300К» будет запускаться в паре со спутником «Луч-5Б», заказчиком которого выступает сам Роскосмос.

- Предварительные заявки от операторов связи на мощности строящихся аппаратов уже есть?

- Разумеется. Решения об инвестировании проектов «Ямал-300», «Ямал-400» были приняты только после их очень серьезного технико-экономического обоснования, когда была доказана реализуемость проектов. Но самое главное - был изучен рынок, разработаны бизнес-планы, показано, что аппараты будут полностью загружены. И сейчас мы активно ведем реализацию телекоммуникационного ресурса этих спутников. На «Ямал-300К» ресурс предварительно реализован, сейчас идет аналогичная работа по аппаратам «Ямал-401» и «Ямал-402».

- А как вы решаете вопрос с орбитальными позициями на геостационарной орбите, куда должны быть установлены спутники связи?

- Это один из важнейших вопросов. Геостационарная орбита переполнена спутниками разных операторов. В окрестностях одной орбитальной позиции могут находиться спутники нескольких операторов. В процессе международно-правовой защиты спутниковых сетей между операторами происходит согласование частот, зон обслуживания, режимов работы спутников и сетей земных станций спутниковой связи и вещания.

Получение права работать в конкретной орбитальной позиции проходит в соответствии с Регламентом радиосвязи Международного союза электросвязи (МСЭ) и требует согласования с администрациями связи различных государств, чтобы не причинять радиотехнические помехи работе других спутниковых сетей.

Чтобы получить в МСЭ право установить современный спутник с большим количеством транспондеров в определенную орбитальную позицию (нотифицировать спутниковую сеть) порой необходимо провести переговоры с 20-30 администрациями связи зарубежных государств, скоординировав в этой орбитальной позиции частоты, зоны и режимы работы спутника с более чем 200 спутниковыми сетями.

Наша компания ведет такую работу 18 лет в составе российской администрации связи и, поэтому, имеет разрешение на работу наших спутников в нескольких орбитальных позициях. Есть жесткое требование МСЭ. Если в орбитальную позицию спутник не запускается в течение 7 лет, то заявленная спутниковая сеть аннулируется МСЭ, результаты координации с зарубежными администрациями связи теряются, а, значит, для страны теряется орбитальная позиция.

- Сообщалось, что компания думает уже о создании спутника «Ямал-601».

- Это вполне конкретные наши планы. Они связаны с тем, что у спутника «Ямал-202» в 2015 заканчивается ресурс. Поэтому для его замены в орбитальную позицию 49 градусов восточной долготы будет запущен «Ямал-601». Строительство «Ямал-601» планируем начать в следующем году.

- На него будет объявлен тендер?

Да. Мы завершили разработку технико-экономического обоснования и бизнес-плана проекта. Наша задача в конце года организовать финансирование этого проекта и, соответственно, конкурс по выбору подрядчика. Мы планируем выбрать по конкурсу в подрядчики российскую компанию, но полезные нагрузку для спутника будем разрабатывать сами с использованием современных отечественных и импортных комплектующих, чтобы обеспечить конкурентоспособность наших услуг на российском и зарубежном рынках.

- Есть мнение, что российские производители не могут делать конкурентоспособные спутники. Ваш пример это опровергает?

- Я считаю, что российские производители могут делать конкурентоспособные спутники. Как говорили в древности «не боги горшки обжигают». Но для этого в современных условиях, когда спутники сами являются очень сложными объектами, входящими в состав крупных космических систем, необходимо пересмотреть принципы организации работ.

Сегодня спутниковые операторы, инвестируя развитие своих космических систем, не просто заказывают спутники как готовые изделия, а в буквальном смысле осуществляют строительство новых космических комплексов, входящих в состав космической системы. При этом они вынуждены организовывать решение технических, организационных, финансовых, правовых и даже политических задач. Это в свою очередь формирует определенные требования к новым спутникам.

Промышленности важно получить четкие продуманные технические требования на создаваемые объекты и обеспечить независимый контроль соблюдения требований по проектированию, разработке и производству создаваемых объектов. Это функция заказчика. Но, чтобы правильно задать технические требования к космическому комплексу, не говоря о квалифицированном контроле их исполнения в наших условиях, заказчик должен выполнять еще функцию технического интегратора. То есть иметь проектные подразделения, которые проектируют космическую систему в целом, а также подразделения, которые занимаются техническим контролем качества работ кооперации на всех уровнях проекта. А для этого он должен иметь квалифицированные кадры, разбирающиеся во всех технических вопросах при строительстве космического комплекса и его составных частей, включая элементную базу, приборы и агрегаты, бортовые системы и т.д.

В связи с этим спутниковые операторы, которые инвестируют создание новых спутников, создают у себя такие структуры или нанимают компании, которые могут выполнять профессионально функцию технического интегратора, или, как еще говорят, функцию заказчика-застройщика. В строительной индустрии, которая имеет тысячелетний опыт, при организации сложных строительств участвуют, как правило, три структуры: инвестор строительства, заказчик-застройщик и подрядчики. Такое распределение функций при строительстве сложных объектов позволяет добиться, прежде всего, качества работ.

Теперь о том, что делает спутник конкурентоспособным? По существу конкурентоспособность спутника определяют несколько критериев: функциональные характеристики, время работы на орбите, стоимость и сроки создания.

Функциональные характеристики обеспечивают качество услуг связи и в основном зависят от полезной нагрузки, то есть от электронного оборудования ретранслятора и антенн. Здесь в настоящее время, чтобы быть конкурентоспособными, мы пока вынуждены использовать международную кооперацию. Чтобы достичь высоких результатов в этой области, необходимо инвестировать значительные средства в образование специалистов, освоение новых технологий и строительство новых производственных мощностей в радиотехнической промышленности. Функциональные характеристики зависят также от возможностей платформы спутника по точности удержания в орбитальной позиции и точности ориентации антенн на Землю. В этой части российские производители обеспечивают необходимую конкурентоспособность.

Обеспечение длительного времени работы спутника на орбите требует больших системных технических и организационных усилий. Но если понимаешь основные принципы организации этих работ и технические принципы решения данной задачи, то она вполне решаемая, хотя и трудоемкая.

Конкурентоспособность российских спутников по ценам и срокам создания, это также скорее организационно-техническая задача, так как эффективность финансовых и временных затрат в значительной степени зависят от рациональности организации работ и применяемых технических решений.

Но, чтобы производитель успешно решал эти задачи, необходимо более глубокое участие заказчика в формировании и отслеживании требований к спутнику. А подрядчик со своими соисполнителями, в свою очередь, должен обеспечивать «открытость» и «лояльность» во взаимодействии с заказчиком. При этом всегда надо понимать, что производитель и его субподрядчики, как правило, загружены одновременно многими заказами разных заказчиков, которые требуют выполнение жестких сроков создания спутников. Это один из рисков потери контроля качества работ. Поэтому главная задача заказчика - отследить вопросы качества работ конкретно для своего спутника на всех уровнях кооперации предприятий, участвующих в проекте.

Опытный заказчик эти принципы взаимодействия обязательно должен прописать в контракте с подрядчиком и отследить, чтобы они были также проведены в контрактах подрядчика с субподрядчиками, участвующими в проекте.

Можно было бы более глубоко и подробно раскрыть эту тему, но это займет много времени. Тем не менее, я хочу сказать, что там, где такая совместная организация работ между инвестором, заказчиком и подрядчиками удается, то и спутники становятся конкурентоспособными.



Поделиться