Пульс спутниковой отрасли: вопросы и ответы для топ-менеджеров в 2025 году

В отчете рассматриваются вопросы, на которые лидеры индустрий спутниковой связи (satcom) и телекоммуникаций (telecom) хотят получить ответы в 2025 году. Он основан на актуальных вопросах, полученных от игроков космической и телекоммуникационной отраслей, которые зарегистрировались на ежегодном брифинге Analysys Mason (Вашингтоне, округ Колумбия). В этом году в брифинге приняли участие 450 человек, что свидетельствует о растущем любопытстве и беспокойстве представителей отрасли по поводу будущего спутниковых и космических технологий.

Ответы охватывают широкий спектр тем, но большинство из них относятся к четырем категориям:

  • Спутники LEO
  • Широкополосная связь SpaceX Starlink и Amazon Kuiper
  • Китай/суверенные группировки
  • Новые стратегии для прямой связи с устройствами (D2D), искусственный интеллект (ИИ), мультиорбитальная связь и GEO.

 В отчете мы обсуждаем пять наиболее часто задаваемых в отрасли (острых) вопросов, чтобы дать возможность руководителям высшего звена спутниковых и телекоммуникационных организаций по всему миру получить полезную информацию и принять участие в дискуссиях, которые определят траекторию развития спутниковой отрасли.

Вопросы, на которые отрасль хочет получить ответы

  • Каковы последние данные о ценах и росте Starlink?
  • Будут ли пользователи готовы платить за спутниковые услуги "прямого доступа к устройствам" (D2D)?
  • Будет ли наконец преодолено в 2025 году "узкое место" в секторе спутниковых запусков?
  • Станет ли спутниковый ШПД конкурентоспособным по сравнению с оптоволоконным доступом последней мили?
  • Какое влияние окажут на рынок суверенные спутниковые группировки?

Вопрос 1: Каковы последние данные о ценах и росте Starlink?

К декабрю 2024 года Starlink приобрел 4,6 млн абонентов, обеспечив себе 76% мирового рынка спутникового потребительского ШПД. Этот рост объясняется как оттоком абонентов у традиционных игроков, так и расширением рынка услуг.

Starlink охватил более 100 стран, обеспечивая глобальную пропускную способность
85 Тбит/с и продолжает расти. Такой резкий рост емкости в сочетании со стремительными инновациями, такими как спутники V3, космический корабль Starship, мини-терминалы и D2D, позиционирует Starlink как монопольного лидера в области спутниковых услуг и ценообразования. В США его пропускная способность достигает 2,5-5,4 Мбит/с в "часы пик" на одного пользователя при стоимости в диапазоне $22-32 в месяц.

Рекомендации: Заняв лидирующие позиции на рынке потребительского ШПД Starlink набирает обороты на рынках связи в движении, государственных/военных услуг и сотового транзита. Традиционные компании должны консолидироваться, налаживать партнерские отношения и внедрять инновации, чтобы лучше обслуживать своих ценных клиентов и поддерживать долгосрочные доходы.

Вопрос 2: Будут ли пользователи готовы платить за спутниковые услуги D2D?

Да! Опрос потребителей, проведенный компанией Analysys Mason в 2024 году[1], показывает, что 30% абонентов готовы платить за спутниковые услуги D2D, а 72% проявляют интерес.

Прямые доходы от услуг экстренной связи и обмена сообщениями пока невелики - $191 млн в 2025 году. Однако операторы мобильной связи (MNO) могут извлечь значительную выгоду от внедрения услуг D2D за счет снижения оттока абонентов. 8% абонентов выражают намерение отказаться от услуг в ближайшие 6 месяцев, и 82% из них проявляют интерес к услугам D2D. Это означает, что оператор мобильной связи со 120 млн абонентов и ARPU в $50 может получить дополнительный доход в размере $590 за счет повышения уровня удержания абонентов благодаря добавлению услуг D2D.

Рекомендация: Операторам мобильной связи (MNO) следует рассмотреть возможность включения D2D в свои услуги уже сейчас, чтобы повысить уровень удержания абонентов, перехватить новых пользователей у конкурентов и стимулировать переход абонентов на тарифные планы высокого класса.

Вопрос 3: Будет ли наконец преодолено в 2025 году "узкое место" в области спутниковых запусков?

Нет. Запуски спутников будут оставаться отложенными, дорогими и редкими до тех пор, пока экосистема не получит дальнейшего развития. Рынок пусковых услуг почти монополизирован, при этом большинство игроков редко осуществляют запуски[2].

Хотя SpaceX запускает большинство спутников - 80% всех спутников за последние 3 года (47%, если исключить Starlink), - спрос по-прежнему превышает возможности SpaceX и всей отрасли. Ракета-носитель Starship не сможет быстро решить эту проблему: большая часть ее грузоподъемных мощностей будет задействована в крупных государственных инфраструктурных проектах[3]. В результате возможности для совместных запусков будут возникать нечасто, и любое влияние на ценообразование будет ограниченным. Пока не расширится экосистема пусковых услуг, задержки, высокие цены и нечастые окна запусков будут сохраняться.

Остальные участники рынка пока запускают недостаточно быстро.

Рекомендация: Действующие компании должны разрабатывать свои спутники с учетом Falcon 9, поскольку она останется отраслевым стандартом. Операторам также следует поддержать правительственные инициативы, чтобы наилучшим образом сотрудничать с уже существующими тяжелыми ракетами-носителями[4]. Наконец, раннее инвестирование в новых участников рынка запусков и орбитального обслуживания может позволить действующим компаниям использовать их мощности позже.

Вопрос 4: Станет ли спутниковый ШПД наконец конкурентоспособным по сравнению с оптоволоконным доступом последней мили (FTTH)?

Спутниковый домашний ШПД дешевле FTTH для большинства сельских домохозяйств в 5-42% случаев. Новые ценовые ориентиры и возможности спутников означают, что спутниковый ШПД на LEO может предоставлять услуги, подобные оптоволоконным, по гораздо более низкой цене для сельских домохозяйств. Для 10% домохозяйств, проживающих в сельской местности, подключение к сети FTTH обходится в среднем в 5 раз дороже, чем для домохозяйств в остальных 90%.

Всего в восьми европейских странах целевой рынок ШПД на LEO охватывает 17-35 млн домохозяйств. Стоимость спутникового ШПД одинакова в разных регионах, в то время как стоимость FTTH для абонента составляет от €79 до €211 в месяц для 5% населения, проживающего в сельской местности. Самые высокие затраты на FTTH наблюдаются в странах, где прокладываются подземные кабельные каналы, где высокая стоимость рабочей силы и неразвитое совместное использование инфраструктуры.

Рекомендация: Спутниковые операторы могут более активно увеличивать предложение емкости для домашнего спутникового интернета. Если планируемые группировки LEO направят всю емкость на потребительский ШПД, в этих 8 странах все еще останется 14-29 млн неохваченных домохозяйств, где спутниковая связь дешевле, чем FTTH[5]. В районах с высокой широтой или высокой плотностью населения максимальный охват рынка ниже.

Вопрос 5: какое влияние на рынок окажут суверенные спутниковые группировки?

Суверенные группировки и государственная поддержка национальных игроков будут играть важную роль в формировании будущего спутниковой отрасли.

Китайские группировки присматриваются к глобальному рынку для коммерческого партнерства. В ближайшей перспективе (2026 год) появится как минимум один китайский глобальный игрок. Такие китайские проекты, как Qianfan и Guowang, находятся в стратегически выгодном положении, чтобы занять значительную долю рынка, особенно в странах с развивающейся экономикой.

Программа IRIS2, продвигаемая Европейской комиссией (ЕК), вероятно, слишком запоздала и слишком мала, чтобы обеспечить суверенитет и глобальную конкурентоспособность Европы. Но она может заложить основу для создания 5G NTN и увеличения инвестиций в рынок спутниковой связи.

По мере снижения стоимостных барьеров возможно создание дополнительных суверенных группировок. Особенно актуальными являются события, происходящие на Тайване, на Ближнем Востоке и в Северной Африке (новые участники, такие как NSG или инвестиции ОАЭ в спутниковые технологии) или в Австралии (правительство этой страны переориентирует свою суверенную сеть GEO на мультиорбитальный подход).

D2D продолжает развиваться необычайно быстрыми темпами, и многие основные вехи уже пройдены. Любому новому участнику, желающему выйти на рынок, необходимо действовать незамедлительно. Похоже, теперь все понимают, что спутниковая связь и неназемные сети (NTN) станут двигателем роста телекоммуникационной отрасли, но платформам необходимо создавать правильные стимулы, чтобы обеспечить участие игроков по всей цепочки создания стоимости.

Другие популярные вопросы

Помимо вопросов, рассмотренных выше, лидеры отрасли прислали еще несколько заслуживающих внимания вопросов. Среди них были следующие:

  • Как всегда, что будет с GEO?
  • Следует ли считать Starlink суверенной группировкой?
  • Конкурировать со Starlink можно только за счет государственного финансирования/субсидий, налогов/регулирования или гипермасштабирования?
  • Должны ли поставщики услуг продолжать сотрудничать со Starlink? Или нет?
  • Что означают текущие геополитические перемены (связанные с новой администрацией США) для компаний LEO, не носящих название "SpaceX"?
  • Является ли Eutelsat OneWeb жизнеспособной заменой Starlink в Украине?
  • Каков реальный спрос на мультиорбитальные терминалы или это очередное громкое слово года?
  • Есть ли у мультиорбитальных решений реальные конкурентные преимущества (в частности, по ценности/стоимости) по сравнению с одноорбитальными решениями, особенно от группировок LEO?
  • Не слишком ли много конкурентов у бизнеса по производству телефонов NTN? Не является ли бизнес NTN чрезмерно раздутым?
  • Неизбежна ли консолидация европейского космического сектора, и принесет ли она положительные результаты?

[1] Результаты опроса 18 500 потребителей по всему миру, проведенного компанией Analysys Mason в 2024 году, можно найти в нашем отчете: Обмен сообщениями с помощью спутниковой связи прямого доступа к устройствам: опрос потребителей.

[2] Большинство поставщиков пусковых услуг не запускают часто, потому что их аппараты не готовы. Они функционируют за счет сбора средств на разработку своих аппаратов.

[3] Такие программы, как программа "Артемида" NASA.

[4] Такие, как Arianespace, MHI и ULA.

[5] Динамическое моделирование выполнено с учетом направление на потребительский ШПД всей емкости группировок Starlink Gen1 и Gen2, OneWeb Phase-1 и Phase-2, Kuiper и Lightspeed.



Поделиться