Рынок малых спутников GEO находится на пороге значительного роста

"Производители малых спутников связи GEO появились не так давно, но уже получают новые заказы; похоже, эта тенденция сохранится".

По сравнению с предыдущими годами 2024 год начался с совсем небольшого количества заказов на спутники связи на GEO: их всего пять, и бóльшая часть из них – малые спутники (массой менее 1000 кг). Эта тенденция, вероятно, сохранится в ближайшие несколько лет, но вопрос в том, сохранится ли она в долгосрочной перспективе?

Спрос на малые спутники GEO растет, а признанные производители "играют в догонялки"

По прогнозам Analysys Mason, в ближайшие несколько лет производители и операторы спутников будут тестировать различные конструкции малых спутников GEO, прежде чем выберут наиболее эффективную. На этот высококонкурентный рынок вышли новые игроки, представив несколько новых платформ, которые расширяют предложение спутников массой менее 1000 кг.

Это верный признак того, что этот рынок привлекает внимание, когда такие известные игроки, как Lockheed Martin, решают расширить свое предложение, инвестируя в производство малых спутников связи. Позже компания отозвала свое предложение о покупке бóльшей доли в этом предприятии, но компания по-прежнему является крупнейшим клиентом Terran Orbital в части производства спутников, которые должны поставляться по большим контрактам для правительства США. Тем не менее, эти отношения, вероятно, распространятся и на малые спутники GEO, поскольку в марте 2024 года Terran Orbital представил новую 300-килограммовую платформу для этого рынка.

Эти две компании, вероятно, нацелились на более чем 150 спутников связи на GEO, которые по прогнозам будут заказаны в ближайшее десятилетие (см. отчет Analysys Mason "Производство спутников и пусковые услуги: тенденции и прогнозы на 2023-2033 годы"). Кроме того, Analysys Mason ожидает, что один из трёх заказов будет относиться к спутникам GEO массой менее 1000 кг. Однако спрос не будет ровным и постоянным (рис. 1).

Малые спутники GEO добавляют проблем производителям

В связи с недавним сокращением заказов на спутники GEO производители малых спутников столкнулись с необходимостью более оперативно выполнять заказы, сокращая период от разработки до запуска. Это является важным отличительным фактором для таких производителей, как OHB, который разработал малую платформу GEO совместно с Европейским космическим агентством (ESA) и может похвастаться тем, что по сравнению с другими производителями предлагает более короткие сроки интеграции, более низкую стоимость и более простые системы, что снижает программные риски.

Компания Astranis утверждает, что её период "от заказа до запуска" составляет от 18 до 24 месяцев, и планирует запустить четыре спутника в 2024 году. Компания заключила сделки с операторами в Мексике, на Филиппинах и в Таиланде, а ее деятельность заключается в предоставлении в аренду емкости спутников, которые она строит и которыми владеет. Это снижает капитальные затраты целевых клиентов, которые часто находятся в районах, где оптоволоконные сети не удовлетворяют растущий спрос на широкополосный доступ в Интернет.

Это, вероятно, является движущей силой и для других производителей широкополосных малых спутников GEO; например, компания Swissto12 расширила свои производственные мощности, чтобы удовлетворить спрос на свою радиочастотную (RF) продукцию и свою платформу HummingSat GEO (заказанную компаниями Intelsat и Viasat).

Малые спутники GEO стоят меньше, чем большие традиционные аппараты на GEO, и поэтому обеспечивают доступ к новым клиентам, которые раньше и не думали о покупке спутников GEO. Как и в странах, упомянутых выше, эти платформы помогают расширить спутниковый охват постоянно растущих рынков, несмотря на сложные рыночные условия в целом.

По мере того как рынок переходит к более компактным, маневренным и гибким решениям, следующим полем конкурентной борьбы для производителей станет удовлетворение спроса новых и нынешних заказчиков на малые спутники связи GEO.

Производители спутников GEO должны учитывать меняющуюся динамику рынка и спрос на спутники меньших размеров

Тенденция миниатюризации продолжается, и малые спутники GEO составляют значительную долю от общего числа заказов на спутники, но параллельно с этим наблюдается движение в сторону предложения малых спутников GEO с массой, близкой к 1 тонне (1000 кг). Это повысит ценностное предложение малых спутников GEO, поскольку срок службы у таких более крупных аппаратов больше, чем у более компактных, а новые материалы и собственная разработка компонентов могут также сократить цепочку создания стоимости.

Новые ракеты-носители, вводимые в эксплуатацию, такие как Ariane 6, Starship и Vulcan, могут поддержать идею возрождения более крупных спутников GEO. С другой стороны, эти новые ракеты-носители могут также помочь операторам "сложить" несколько малых спутников GEO в один корабль и мгновенно создать флот, обеспечивающий глобальное покрытие по цене одного большого спутника GEO. Неопределенность на рынке также зависит от доступных ракет-носителей и стратегий, которые спутниковые операторы выбирают для запуска спутников.

Оглядываясь назад, можно сказать, что вертикальная интеграция является веским экономическим обоснованием для роста, поскольку сокращает время выхода на рынок. А передовые технологии с регулярными техническими обновлениями становятся отличительным фактором.

В конечном счете, выгодное предложение, отвечающее спросу на менее дорогие, специализированные спутники GEO, - это способ расширить рынок и завоевать его долю, поскольку тенденция к созданию спутников весом менее 1000 кг будет по-прежнему открывать новые возможности и, вероятно, продолжит рост.

По информации Analysysmason.com

Поделиться