Бизнес-модели "как услуга" открывают широкие возможности для спутникового сотового транзита
Бизнес-модели "как услуга" будут становиться все более привлекательным выбором для сотовых операторов благодаря их потенциалу создавать новые возможности получения дохода и оптимизировать затраты на развертывание сетей в сельской местности.
Спутниковый сотовый транзит представляет собой одну из наиболее перспективных совместных возможностей для сотовых и спутниковых операторов. Новые бизнес-модели "как услуга" снижают барьеры для выхода на рынок и способствуют принятию сотовыми операторами спутниковых услуг, поскольку снижается потребность в высоких первоначальных капитальных затратах и специальных знаниях о космосе. Эти новые модели позволяют сотовым операторам получить доступ к решениям спутникового транзита более экономичным способом, что способствует созданию новых возможностей получения прибыли и оптимизации затрат на развертывание сетей в сельской местности.
В 18-м выпуске отчёта аналитической компании Analysys Mason "Беспроводной сотовый транзит и магистральные каналы связи через спутник" рассматривается рынок спутникового сотового транзита и магистральных каналов связи. По прогнозам аналитиков, совокупный доход от "инфраструктуры как услуги" (infrastructure-as-a-service / IaaS) достигнет $272,6 млрд в период с 2023 по 2033 год и будет расти с CAGR 10,8 % в течение всего прогнозного периода. В отчёте оба решения "инфраструктура как услуга" и "сеть как услуга" рассматриваются как IaaS.
Бизнес-модели "как услуга" предлагают ряд услуг, призванных оптимизировать и упростить управление различными техническими компонентами сетевых систем. Управляемые услуги и решения IaaS – это разные понятия. Управляемые услуги могут использоваться для управления спутниковой емкостью, хабами и сетями, в то время как решения IaaS управляют всеми элементами связи, включая сеть радиодоступа (RAN), вышки и энергопотребление.
Между этими моделями существуют варианты, когда спутниковые интеграторы управляют только определенными компонентами, например, терминалами. Следует отметить, что границы между этими моделями подвижны; у разных поставщиков решений могут быть разные определения этих моделей, и очень важно, чтобы операторы связи выбирали решения, которые наилучшим образом подходят для их сетевой инфраструктуры, ограничений с точки зрения опыта и бизнес-целей.
Модели "как услуга" позволяют сотовым операторам оптимизировать расходы на развертывание сетей в сельской местности.
Исторически сложилось так, что на пути принятия сотовыми операторами спутниковых технологий стояло несколько барьеров, а именно: значительные первоначальные затраты на инфраструктуру и преобладающий дефицит знаний. Для эффективного внедрения спутниковых технологий сотовым операторам требовалось приобрести специальные навыки. Однако появление моделей "как услуга" позволяет им преодолеть эти барьеры, облегчая развертывание и обслуживание спутниковых транзитных сайтов с помощью управляемых услуг и сторонних интеграторов. Это позволило значительно снизить финансовое бремя для сотовых операторов с точки зрения первоначальных капитальных затрат, тем самым сделав спутниковую транзитную связь более жизнеспособным вариантом, особенно в сельской местности и для небольших сотовых операторов. Новые модели также позволяют сотовым операторам сосредоточиться на своём основном бизнесе, поскольку им не нужно создавать внутренние подразделения сотрудников для создания и управления спутниковыми каналами связи.
Модели "как услуга" позволяют спутниковым игрокам стимулировать спрос и увеличивать добавочную стоимость.
Модели "как услуга" также помогают спутниковым игрокам стимулировать внедрение спутникового сотового транзита и открывают новые возможности помимо продаж "сырого" ресурса спутников, тем самым помогая им преодолеть трудности в условиях постоянного снижения цен на ресурс.
Модели монетизации могут быть разными: один из вариантов – подписки, когда клиенты вносят регулярную плату за услуги. Это обеспечивает стабильный поток доходов поставщикам и позволяет клиентам прогнозировать свои расходы. Другие варианты включают оплату по факту использования, разделение доходов и лизинговые услуги. Гибкость имеет решающее значение для оптимизации партнерства между сотовыми и спутниковыми операторами.
Для успешного реализации моделей "как услуга" необходимо решить несколько задач.
Финансирование и инфраструктура
Доступ к финансированию является серьезным препятствием для развертывания спутниковых систем из-за высоких первоначальных капитальных затрат. Действительно, отсутствие финансирования часто замедляет темпы создания сайтов. Например, даже такие крупные телекоммуникационные компании, как AMN и NuRAN, сталкиваются с задержками в развертывании из-за ограниченности финансовых ресурсов. Кроме того, инвестиции в местные шлюзы и набор персонала на местах должны быть обоснованы достаточным количеством сайтов, иначе есть риск, что окупаемость инвестиций будет недостаточной. Некоторые спутниковые операторы пытаются смягчить эту проблему, напрямую инвестируя в спутниковых интеграторов (например, Intelsat инвестирует в AMN, а Spacecom - в NuRAN).
Расположение и доступность
Сайты часто размещаются в сельской местности, в труднодоступных местах, что затрудняет их эксплуатацию. Отсутствие дорог с твердым покрытием и время, необходимое для того, чтобы добраться до этих мест для установки и обслуживания, могут значительно снизить эффективность и рентабельность этих услуг. Поэтому важно инвестировать в надежное и долговечное оборудование, чтобы сократить частоту визитов для технического обслуживания. Местный персонал, обладающий специальными знаниями, полезен при решении задач по развертыванию в сельской местности, а налаживание партнерских отношений с местным населением может помочь обеспечить быстрое решение проблем.
Ценовая доступность
Еще одной проблемой является ценовая доступность, особенно учитывая низкий уровень доходов в сельской местности. Чтобы сделать сети привлекательными и экономически приемлемыми для местного населения, необходимо оптимизировать их стоимость. В решении этих проблем также может помочь сотрудничество с государственными учреждениями, программами социальной интеграции и местными сообществами.
Эксплуатация
При развертывании в сельской местности необходимо учитывать потребление электроэнергии, поскольку электросети на местах зачастую отсутствуют. Безопасность, доступ к устройствам, грамотность и управление денежными средствами также являются серьезными задачами, которые необходимо решить для успешного развертывания и эксплуатации моделей "как услуга". Все эти факторы усугубляют сложность предоставления таких услуг и требуют тщательного рассмотрения и управления.