Революция ДЗЗ еще не набрала максимальные обороты, несмотря на очевидный потенциал

На первом саммите EO Summit, состоявшемся в Лондоне в июне, собрались лидеры в области ДЗЗ, а также руководители финансовых и страховых компаний, чтобы узнать, как развивается рынок спутниковых снимков и зондирования.

За последние годы в отрасли спутникового ДЗЗ произошел огромный технический прогресс. Поскольку борьба с изменением климата становится все более актуальной, роль спутниковых компаний приобретает все большее значение. Однако это переполненный рынок, на котором множество компании стремятся занять свою нишу.

На первом саммите по ДЗЗ, состоявшемся в июне в Лондоне, ряд докладчиков высказали свои соображения по поводу этого рынка, представив различные точки зрения на то, что должно произойти, чтобы рынок ДЗЗ развивался дальше.

Инвестиционная среда

Директор Barclays Марк Робинс говорит, что в последние годы из-за роста процентных ставок ситуация с финансированием ДЗЗ сильно изменилась. В связи с ужесточением финансовых условий стоимость компаний снизилась, а финансирование стало менее доступным.

"Мы больше не видим условий, когда можно было привлечь $200 млн", - сообщает он. "Размер раундов финансирования значительно снизился. Iceye недавно привлекла менее $100 млн [$93 млн], Unseenlabs также привлекла всего около $92 млн в этом году".

Тем не менее по словам Робинса, на публичных рынках акций царит оживление, и этот оптимизм может распространиться и на частные рынки.

Что могло бы оживить инвесторов на рынке ДЗЗ? "С точки зрения бизнеса ДЗЗ, вопрос заключается в том, насколько велик этот рынок и каков его будущий рост. Один из способов ответить на этот вопрос - рассказать о вашем потенциале, убедить в том, что вы сможете получить доход в будущем", - говорит он. "Каков ваш путь к положительному показателю EBITDA? Если вы посмотрите на некоторые компании ДЗЗ первого поколения, они только начинают выходить на уровень безубыточности. Один из вопросов - как компаниям достичь прибыльности гораздо раньше? Государственные доходы важны, но также важна и демонстрация послужного списка. Инвесторы, естественно, склоняются к государственному рынку".

Робинс хотел бы, чтобы рынок открылся для IPO (первичных публичных предложений). Он говорит о том, что в прошлом году на NASDAQ было проведено 25 IPO. В настоящее время большой ажиотаж наблюдается вокруг искусственного интеллекта (AI) и таких компаний, как Nvidia. Робинс надеется, что в ближайшем будущем компании, занимающиеся AI, смогут изменить восприятие рынка.

"Думаю, будет интересно увидеть, как некоторые ребята из области ДЗЗ выйдут на биржу и изменят представление о компаниях, занимающихся ДЗЗ. Есть инвесторы, которые по-прежнему настроены очень оптимистично по отношению к этому сектору. Вы видели, как в прошлом году Blackrock инвестировал в HawkEye360. Я думаю, что энтузиазм у инвесторов есть, но произошла некая переоценка", - говорит он. "Недавно Advent International инвестировала в Maxar - им нравятся компании, получающие государственные доходы. Это очень хорошо для отрасли в целом - инвестор из числа "голубых фишек" покупает актив в этом секторе. Это сигнал для других".

Мартина Эккер, управляющий директор группы по переходу на чистую энергию в регионе EMEA компании Citi, также отметила Iceye как пример того, насколько "жесткой" является финансовая среда для компаний, работающих в сфере ДЗЗ. Компаниям нужны госструктуры в качестве клиентов.

"Частным инвесторам нужна определенность в отношении денежных потоков. Наличие государственного заказчика помогает в этом. Я думаю, что у них меньше склонности к риску. Planet привлекла много средств. На самом деле я вижу перераспределение частных денег. После безумных дней COVID все налаживается", - говорит она.

Эккер считает, что в секторе ДЗЗ существует множество небольших компаний, работающих в различных областях применения. По ее словам, одна из проблем, с которой сталкивается сектор, заключается в том, что может быть множество отличных приложений, но иногда не хватает понимания того, как развиваться дальше.

"Инвесторы предпочитают компании, работающих с различными приложениями. Если сектор А не растет, вам нужны другие. В вашей нише может не хватить места для роста. Вам нужно четко представлять, как вы собираетесь стать прибыльными", - говорит Эккер. "Я бы хотела, чтобы крупные корпорации больше занимались коммерческим внедрением. Я думаю, что это позволит более прочно закрепить на карте инвесторов эти приложения ДЗЗ. Это начнет подпитывать экосистему, и тогда вы увидите IPO. Сейчас происходит урегулирование рисков. Пока рано говорить о том, что инвесторы недовольны. ДЗЗ появилось на карте многих инвесторов, причем разных типов. Задача состоит в том, чтобы найти подходящие компании. Эти компании становятся более привлекательными, когда приобретают более крупные размеры".

Потенциал страхового рынка

В то время как госструктуры являются основными заказчиками ДЗЗ, коммерческие сектора, такие как страхование и сельское хозяйство, предлагают некоторые интересные перспективы. Поскольку в мире происходит все больше и больше стихийных бедствий, страхование стало огромной проблемой. Спутниковые снимки могут сыграть ключевую роль в переосмыслении этого рынка.

Вания Эрнандес, руководитель инновационных проектов Descartes Underwriting, вспоминает о том, что 2023 год был полон рекордных событий, связанных с природными катастрофами и экстремальными погодными условиями. Она особо отметила такие экстремальные погодные явления, как наводнения в Китае, где 16 провинций пострадали от рекордного количества осадков. Она также отметила землетрясения в Турции и Сирии, которые, по ее словам, стали самыми разорительными природными катастрофами на Ближнем Востоке и в регионе EMEA в современной истории.

Поскольку климатологи говорят о том, что частота таких происшествий будет только расти, это окажет давление на страховую отрасль, которая в цифровом мире все еще остается исключительно аналоговой. "Традиционное страхование не рассчитано на быстрое реагирование на чрезвычайные ситуации. Большая доля убытков от природных катастроф остается незастрахованной. В среднем 70 % потерь от природных катастроф с 1980 года были непокрытыми. На урегулирование претензий может уйти от 18 до 24 месяцев", - говорит Эрнандес.

Главная идея - параметрическое страхование, более индивидуальное страхование, позволяющее повысить эффективность выплат там, где происходят убытки от природных катастроф. Параметрический вид страхования - это вид страхования, который направлен на покрытие вероятности заранее определенного происшествия, а не на страхование фактических убытков. Именно здесь на помощь могут прийти технологии и решения ДЗЗ.

Эрнандес приводит пример: "При тропических циклонах мы можем определить такие вещи, как скорость ветра. Во время циклона мы будем отслеживать скорость ветра, и, если она превысит определенную скорость, клиенту будет выплачена компенсация, оговоренная заранее. Мы обладаем глубоким опытом в области климатических рисков, у нас есть подход, основанный на данных, который включает в себя множество источников - спутники, датчики, метеорологические станции, радары, плюс машинное обучение (ML) для моделирования базовых явлений".

Эрнандес рассказывает о том, как спутниковые технологии развивают рынок параметрического страхования. По ее словам, они открывают доступ к более подробным и точным атмосферным и метеорологическим данным, что позволяет лучше понять возникающие риски.

Она добавляет: "Усовершенствованные спутниковые снимки позволяют получить информацию, которая точно отражает характеристики застрахованного места. Спутниковые данные - это ключ к созданию более надежных, точных и детальных моделей риска, связанного с природными опасностями. Мы хотим и дальше увеличивать разрешение наших моделей".

Субит Чакрабарти, вице-президент по технологиям компании Floodbase, подчеркнул тот факт, что 83 % экономических потерь от наводнений не были застрахованы. Floodbase также занимается параметрическим страхованием и использует как общедоступные спутниковые снимки, так и снимки таких компаний, как Planet и Capella Space. При подготовке ответа она объединяет данные ДЗЗ, ML и гидрологии.

Чакрабарти говорит, что параметрическое страхование меняет ситуацию. "Процесс может занять несколько дней или недель, а не месяцы, как это было раньше", - говорит он.

Наталья Ткаченко, руководитель отдела этики и обеспечения генеративного AI в Lloyds Banking Group, работает в новой группе Lloyds, которая занимается вопросами этики AI и данных. Она называет это "растущей областью", тем более что, по ее словам, AI становится все более мощным и опасным.

"Один из вопросов, который мне задают, - с какими стартапами в области ДЗЗ мы хотели бы работать? Мы смотрим на то, что представляют собой продукты", - говорит Ткаченко. "Например, что компании имеют в виду, когда говорят о пространственных данных? Данные ДЗЗ пересекаются с самой рискованной технологией нашего времени - генеративным AI. Однако ДЗЗ открывает огромные возможности для финансового и страхового секторов, при этом нормативная база остается еще нечеткой".

Трудности масштабирования

Несмотря на огромный потенциал рынка, компаниям здесь предстоит преодолеть множество препятствий.

Эрик фон Экартсберг, директор по доходам компании Earth Daily Analytics, старается соответствовать меняющимся требованиям отрасли и ориентируется на потребности клиентов, получая спутниковые снимки с большей частотой, лучшим разрешением и большим количеством спектральных диапазонов. В следующем году Earth Daily Analytics планирует запустить новую группировку, которая будет обеспечивать мониторинг широкой территории и полное покрытие поверхности Земли.

"Мы создаём наши датчики, наши спутники, основаясь на покупке последовательных снимков, чтобы исключить ложные срабатывания. Наша цель - снабжать машины данными. Мы ищем изменения, аномалии, закономерности. Мы используем комплексный подход. Если мы перейдем к дополнительной аналитике, это будет определять наш подход. Гибкость - ключевой момент", - говорит он. "Кроме того существует множество отличных бесплатных данных, и многие пользователи их оценили и научились ими пользоваться. Это заставляет коммерческое сообщество разрабатывать дополнительные возможности. Полная система представляет собой значительно большую ценность. Если посмотреть на такие отрасли, как сельское хозяйство, то им нужен целый сезон для тестирования данных. Они не могут мгновенно переключиться на новые виды аналитики".

Яркко Антила, генеральный директор компании Kuva Space, отметил, что коммерческая часть рынка все еще находится на ранней стадии развития, а основу рынка ДЗЗ до сих пор составляет оборонный рынок. В то время как цепочки поставок для оборонной части рынка уже разработаны, коммерческий рынок - это совсем другая история.

"Большие коммерческие возможности, которые у нас есть, не раскрыты совсем. Клиентам нужны постоянные ответы. Цепочка поставок еще не до конца сформирована. Мир движется в направлении автоматической передачи информация на ваш мобильный. Вам нужна возможность анализировать необработанные данные. Вам нужны десятки сотен изображений для машинного обучения, чтобы получить нужные результаты. Для нас все предельно ясно: нужно иметь возможность предоставлять достоверную информацию клиенту с высокой скоростью".

Антила считает, что потенциальное влияние услуг ДЗЗ во всем мире огромно. Однако, по его мнению, фрагментированный характер рынка не позволяет компаниям легко на нем масштабироваться.

Массимилиано Витале, вице-президент по разработке изображений и аналитике, глава европейского подразделения Planet Labs, говорит, что таким компаниям, как Planet, необходимо общаться с конечными пользователями и объяснять им, как эта технология поможет им в работе. "Это тот момент, когда у нас возникают трения, и нам нужно работать лучше", - говорит он.

Он говорит, что главное - хорошо делать простые вещи. Он добавляет: "Мы применяем модели ML. Когда вы смотрите на решение проблемы конечного пользователя, оно может быть совершенно разным в разных вертикалях. Нам нужно решать насущные проблемы, сделать данные простыми в использовании".

По мнению Витале, рынок ДЗЗ еще только нащупывает потенциальные рынки. "Решения на основе ДЗЗ поставляются в объеме 2-3% от возможного. Чтобы получить 10-20 %, и больше, понадобятся всеобщие усилия. Нам всем нужно сосредоточиться на том, что мы умеем делать лучше всего".

Витале считает, что существует ряд причин, по которым коммерческие предприятия не спешат внедрять решения ДЗЗ.

"ДЗЗ это очень привлекательно. Вы можете привести генерального директора страховой компании в восторг от потенциала ДЗЗ. Но чтобы показать им снимки со спутника, требуется много времени", - говорит Витале. "Бизнес развивается благодаря госструктурам. Для всех это основная движущая сила бизнеса. Нас воодушевляет раннее принятие коммерческих компаний, например, в сельском хозяйстве и страховании. Здесь мы наблюдаем большой успех, который вселяет надежду на будущее".

В условиях сложной финансовой ситуации и медленного продвижения к коммерческому внедрению путь таких компаний, как Earth Daily Analytics, Planet, Kuva Space и Pixxel, будет далеко не простым. Аваис Ахмед, генеральный директор и основатель Pixxel, говорит, что выигрышная стратегия - это прибыльная стратегия, и что существует несколько различных стратегий.

"Сегодня нет единого ответа", - говорит Ахмед. "Если посмотреть на ситуацию через пять-десять лет, то пользователей будет очень много. Ни одна компания не сможет вертикализировать отрасль. Пользователям нужны данные высочайшего качества. В некоторых секторах нет аналитики. Мы можем сами заниматься аналитикой для конечных пользователей. Но что нам нужно сделать – это заработать достаточно денег".

Ахмед говорит о том, что цена оказалась гораздо более высокой для пользователей, которые хотят использовать эти данные.

Он добавляет: "Нам нужно снизить затраты, а пользователей нужно обучить. Также необходимо сосредоточиться на аналитике "последней мили". Изменение климата – самая актуальная проблема. ДЗЗ станет одним из самых важных источников данных. Клиентам важно знать каким будет решение для их приложения. Они беспокоятся о расходах, анализе данных и повышении эффективности. Не существует единого набора данных, который решит все проблемы. Крупные заказчики могут иметь собственные команды специалистов по анализу данных, а небольшие компании могут не иметь таких собственных команд. В разных отраслях ответ будет разным".

По информации Via Satellite

Поделиться