Вопросы и ответы для топ-менеджеров спутниковой отрасли в 2024 году

В отчете отраслевой аналитической компании Analysys Mason рассматриваются вопросы, на которые лидеры отрасли спутниковой связи (satcom) хотели бы получить ответы в 2024 году. Результаты ежегодного исследования Analysys Mason - это уникальный источник информации о тенденциях в отрасли и проблемах, требующих внимания. В этом году на опрос поступило около 400 ответов, что свидетельствует о растущем интересе и обеспокоенности представителей отрасли о будущем спутниковых и космических технологий.

В отчете отраслевой аналитической компании Analysys Mason рассматриваются вопросы, на которые лидеры отрасли спутниковой связи (satcom) хотели бы получить ответы в 2024 году. Результаты ежегодного исследования Analysys Mason - это уникальный источник информации о тенденциях в отрасли и проблемах, требующих внимания. В этом году на опрос поступило около 400 ответов, что свидетельствует о растущем интересе и обеспокоенности представителей отрасли о будущем спутниковых и космических технологий.

Ответы охватывают широкий спектр тем, но большинство из них относятся к четырем категориям (рис. 1):

  • SpaceX Starlink и Kuiper

  • Спутниковые группировки LEO/MEO

  • Будущее спутников GEO

  • "Прямой доступ к устройству" (D2D).

В отчете обсуждается пять наиболее часто задаваемых (злободневных) вопросов в отрасли на сегодняшний день, чтобы предоставить информацию для размышления и разработки эффективных стратегий, а также начать занимательные дискуссии, которые будут определять траекторию развития отрасли спутниковой связи.

Вопросы, на которые отрасль хочет получить ответы

  • Какой целевой рынок останется после развёртывания сетей Starlink и Amazon Kuiper?

  • Возможно ли построить рентабельную широкополосную группировку LEO?

  • Способствует ли избыток борьбе негеостационарных (non-GEO) экосистем?

  • Какое влияние оказывает искусственный интеллект (AI) на спутниковый и космический рынки?

  • Не могли бы вы дать реальную оценку спутниковой связи D2D?

 

Вопрос 1: Какой целевой рынок останется после развёртывания сетей Starlink и Amazon Kuiper?

Аналитики Analysys Mason уверены, что за пределами Kuiper и Starlink остается незанятый рынок. Однако важнейший вопрос заключается в том, сможет ли отрасль предложить убедительную альтернативу?

В настоящее время происходит беспрецедентное увеличение предложения спутниковой емкости: Starlink уже предлагает более 102 Тбит/с, а Amazon Kuiper, как ожидается, достигнет более 177 Тбит/с после развертывания.

Компания Starlink продолжает расширяться по всему миру, осваивая новые рынки и бросая вызов лидирующим компаниям во всех сегментах цепочки создания стоимости. Ожидается, что Amazon Kuiper сделает то же самое.

Однако и Starlink, и Kuiper будут иметь ограниченную пропускную способность по отношению к общему адресуемому рынку (TAM). Группировки по своей природе являются глобальными и неэффективными с точки зрения пропускной способности, особенно при множественном наложении приложений. Примите в расчёт невостребованную ёмкость только над океанами, которые составляют ~70% поверхности Земли.

  • В краткосрочной перспективе Starlink будет представлять постоянную конкурентную угрозу; сотрудничество; и доступный рынок в большинстве сегментов спутниковой связи.

  • В среднесрочной перспективе на рынок выйдет Kuiper, что приведет к новым потрясениям. Ценовое давление усилится.

  • В долгосрочной перспективе масштабное увеличение предложения продолжится, но перегруженность будет сохраняться. Динамическое ценообразование вступит в игру.


Вопрос 2: Возможно ли построить рентабельную широкополосную группировку LEO?

Starlink может стать прибыльным уже к концу 2024 года, а самое позднее к концу 2028 года.

Starlink и Amazon Kuiper вертикально интегрированы, имеют сильные бренды и могут субсидировать продажи оборудования и преодолеть сложные макроэкономические условия.

Компания Analysys Mason провела гипотетический расчет безшлюзовой группировки из 240 спутников со следующими техническими условиями (рис. 3):

  • высота: 1000 км

  • наклонение орбиты: 45 градусов

  • минимальный угол места антенны терминала: 30 градусов.

Рентабельная группировка LEO в зависимости от размеров и технических характеристик может принести положительную выручку и даже обеспечить высокую рентабельность инвестиций в течение 5-10 лет. Главное - сократить капитальные и эксплуатационные расходы и достичь точки безубыточности в 25 долларов США за Мбит/с в месяц, охватив при этом различные сегменты потребителей.

Вопрос 3: Способствует ли избыточность борьбе негеостационарных экосистем?

Спутниковая отрасль вступает в эпоху "избыточности" емкости. Спектр всегда является дефицитным ресурсом, но новый ресурс спутников LEO и высокопроизводительные аппараты MEO/GEO следующего поколения обеспечивают значительно большее предложение, чем когда-либо прежде.

Эта новая динамика привела к тому, что спутники наконец - и быстро - становятся общепринятой технологией. Для отрасли, которая исторически определялась нишевыми рынками и экономикой дефицита, переход к среде "избыточности" - это новая парадигма, со своими проблемами и возможностями. Эти изменения могут стимулировать рост в течение многих лет и потенциально поднять не одного, а нескольких игроков спутниковой отрасли.

Масштабы так называемых спутниковых мегагруппировок и ускоряющаяся частота их запусков могут способствовать росту и расширению возможностей для конвергенции по горизонтали между космическими секторами (такими как спутниковая связь, ДЗЗ, навигация/синхронизация, IoT и облачные технологии), которые работают по разным принципам. Мы уже видим несколько примеров.

Starlink от SpaceX и Project Kuiper от Amazon подходят к рынку по-разному. SpaceX предлагает полную вертикально-интегрированную модель, а Amazon сосредотачивается на полной цифровизации инфраструктуры, которая находится в соприкосновении с множеством точек ее ведущей облачной платформы (AWS).

Вопрос 4: Какое влияние оказывает AI на спутниковый и космический рынки?

AI обладает значительным потенциалом для спутниковой и космической отрасли. Его потенциал в плане увеличения возможностей обработки данных при одновременном снижении затрат представляет интерес для отрасли.

Однако внедрение искусственного интеллекта происходит неравномерно и в основном в нескольких секторах, таких как ДЗЗ, спутниковая связь, производство и орбитальные услуги. Сектор ДЗЗ, в частности, использует AI и инструменты машинного обучения для сортировки, категоризации и анализа растущих объемов изображений, чтобы создавать оперативные данные и последующие решения для клиентов.

Две основные проблемы заключаются в том, что AI еще недостаточно развит, чтобы обеспечить точность и аккуратность, необходимые для спутников и космоса, а спутниковый сектор только начинает цифровизировать свои процессы, чтобы получить преимущества AI и подобных инструментов.

На рынке телекоммуникаций AI используется для снижения затрат за счет автоматизации документооборота, поддержки клиентов, помощи в маркетинге и планировании, но это может происходить за счет сокращения штатов компаний. Спутниковые телекоммуникации, вероятно, будут развиваться по той же схеме, поскольку отрасль становится все более коммерциализированной.

Вопрос 5: Не могли бы вы дать реальную оценку спутниковой связи D2D?

Рынок D2D не станет многомиллиардным, пока не появятся возможности голосовой связи и передачи данных. Analysys Mason предполагает четыре стадии развития D2D: экстренная связь, SMS, голосовая и передача данных. Globalstar/Apple активно работает на этапе экстренной связи, но и другие игроки собираются запустить сервисы обмена сообщениями для пользователей и IoT (Skylo, Sateliot, OQ Technologies). Starlink продолжает быстрое развитие инноваций, но эта начальная группировка, согласно заявкам FCC, похоже, не сможет масштабироваться до массовых услуг передачи голоса и данных.

Ключевым условием успеха на рынке является развитие экосистемы. Также отрадно видеть интерес со стороны наземных операторов связи. Выставка MWC24 стала тому подтверждением: свою активность продемонстрировали такие игроки, как Deutsche Telekom, Ericsson, Huawei, KDDI, Keysight, Mediatek, Nokia и Vodafone.

D2D - лучшее решение для сверхудалённого подключения с низкой пропускной способностью. Однако у этой технологии есть ограничения. Когда число абонентов в одной и той же зоне покрытия превышает сотни, другие альтернативы кажутся более эффективными.

D2D продолжает развиваться необычайно быстрыми темпами, и основные вехи уже достигнуты. Любому новому участнику, желающему выйти на рынок, необходимо срочно действовать. Похоже, теперь все понимают, что спутниковая связь и неназемные сети (NTN) станут двигателем роста телекоммуникационной отрасли, но платформам необходимо создавать правильные стимулы, чтобы обеспечить участие игроков по всей цепочки создания стоимости.

Другие популярные вопросы

Помимо вопросов, рассмотренных выше в ответ на ежегодный опрос Analysys Mason лидеры отрасли задали еще ряд актуальных вопросов, заслуживающих внимания. Некоторые из них:

-        Каково будущее GEO? Какие рынки останутся для спутников GEO? Неужели срок службы GEO истекает?

-        Ускорят ли спутниковые операторы продажу неэффективных или требующих больших капиталовложений активов (телепортов, спутников)?

-        Могут ли спутники LEO и GEO мирно сосуществовать?

-        Оправдывает ли долгосрочная экономика Starlink вложенные в нее средства? Возможно ли, что их стратегия схожа с рынком венчурного капитала, нацелившегося на индустрию такси – субсидировать с огромными потерями в ближайшем будущем, чтобы вытеснить действующих операторов, а затем поднять цены?

-        Какая форма консолидации рынка спутниковой связи ожидается в краткосрочной и среднесрочной перспективе?

-        Что происходит с качеством производства спутников?

-        Смогут ли AST и Lynk создать систему, которая будет работать и иметь достаточно клиентов, чтобы сделать из нее бизнес?

-        Как новые ракеты-носители, которые появятся на рынке в 2024 году, повлияют на экономическое обоснование для текущих и будущих планируемых группировок?

-        Считаете ли вы, что в ближайшие годы приложения для обслуживания на орбите достигнут определенной зрелости?

-        Теперь, когда Starlink распространена повсеместно, это становится довольно скучным – даже запуски несколько раз в неделю не вызывают удивления. Есть ли признаки того, что инвесторам это тоже начинает надоедать?

Исследование от Analysys Mason

По информации Analysysmason.com


Поделиться