Арендная модель в космосе: "Спутник как сервис" как новая модель развития телекоммуникационного бизнеса

Одна из тенденций развития различных видов бизнеса, связанного с высокими технологиями – переход от владения инфраструктурой к её аренде. В первую очередь это ярко проявляется в коммуникационном бизнесе и в облачных услугах. Операторы и пользователи не вкладывают средства в свою инфраструктуру, а используют ресурсы крупных компаний на правах аренды. Причём, как правило, процесс устроен так, что клиент является владельцем своего кусочка облака или коммуникационной инфраструктуры, выстраивая там бизнес, исходя из своих планов развития. В последние несколько лет такая тенденция проявилась и в космической сфере, породив такие сервисы как: "спутник как услуга" (SataaS), "наземная станция как услуга" (GSaaS) и "космические данные как услуга" (SDaaS).

SataaS для геостационарных и негеостационарных операторов

Спутниковые операторы как правило привязаны к определённой географии — своей наземной сети и зонам покрытия собственных космических аппаратов. Это приемлемо, когда компания определяет свой рынок границами одной страны или региона, но это же сразу становится серьёзным сдерживающим фактором при попытке расширить бизнес. Развитие классическим путём — с помощью запуска КА и постройки земных станций — требует огромных финансовых вложений и временных затрат. К тому же процесс координации и лицензирования спутниковой сети в новом для оператора регионе может превратиться в нерешаемую задачу.

В такой ситуации выходом может стать модель "спутник как услуга", благодаря которой провайдерам не нужно вкладывать огромные средства в создание собственной инфраструктуры. В первую очередь эта схема позволяет увеличивать или уменьшать пропускную способность по мере необходимости, а также перемещать географическое покрытие в соответствии с определенными требованиями. В то же время она оставляет за провайдером полный контроль за услугой.

Из крупных компаний продвижением SataaS занимается Eutelsat, позиционирующий именно в этом ракурсе свои услуги по подключению удалённых базовых станций сетей мобильной связи, а также подключению морских судов, отдаленных производственных объектов и государственных учреждений.

Из стартапов NewSpace SataaS продвигает Ovzon в альянсе со Swedish Space Corporation. 4 января оператор запустил аппарат Ovzon 3 и объявил о начале его эксплуатации в орбитальной позиции 59,7° в.д. в середине 2024 г. Ovzon намерен работать в области подвижной связи, предлагая помимо космического ресурса и наземные терминалы.

При этом в области негеостационарных спутников, в первую очередь низкоорбитальных, толчок развитию SataaS дали малые космические аппараты.

Индустрия Smallsat позволила операторам создавать довольно крупные и — что самое главное — высокофункциональные группировки, а разработчикам в свою очередь — конструировать стандартные платформы со стандартными интерфейсами.

Дeкларируемые преимущества SataaS

Одним из преимуществ модели SataaS, на котором акцентируют внимание её сторонники, является тот факт, что заказчик получает возможность монетизировать свой сервис сразу же: он начинает получать доход до того, как будет оплачена вся программа в целом.

Развитию этой модели способствует возрастающая потребность в актуальных космических данных. Их требуется много и самых разных, доставлять их необходимо быстро, для чего нужна большая группировка и развитый наземный сегмент.

Также SataaS — путь к стандартизации. Когда разработчик реализует каждую отдельную программу, он вынужден строить новые платформы, агрегаты, что увеличивает риск отказа. Или это заставляет проводить новые циклы испытаний, что удорожает программу. При наличии единого стандарта все настройки и переоборудование КА для новой миссии смещаются в область программного обеспечения. Однако, как говорили сами разработчики на профильных конференциях, такой аппарат далеко не всегда может выполнить все 100% требований заказчика и полностью реализовать план его миссии. Зато он сможет воплотить большую часть требований, около 80%. И эти 80% заказчик получит по фиксированной цене в гарантированные сроки, получив возможность оперативно начать продажу своих услуг. Из такого подхода вытекает ещё одно декларируемое преимущество SataaS – довольно простая масштабируемость бизнеса.

Мощным локомотивом SaaS считается сотрудничество с IT-гигантами, что дает выход на более массовый рынок. Но этот рынок пока мало что знает о преимуществах данной услуги, что является серьёзным тормозом для её развития.

Идея "спутник как услуга" возникла не на пустом месте — существовал серьёзный запрос от потенциальных потребителей.

Так, компания AAC Clyde сначала производила компоненты для спутников, потом сами спутники — а именно малые КА. Впоследствии появились клиенты, которым были необходимы космические данные, но при этом заказывать изготовление собственных аппаратов и потом управлять ими они не хотели. Сегодня AAC Clyde оперирует десятью КА на орбите, планирует запуск ещё трёх. Специализируется в основном на услуге "данные как услуга", но предлагает и размещение датчиков клиента на своих КА. Перспективу видит в данных мониторинга земной поверхности высокого разрешения.

Spire Global владеет группировкой из более чем 120 КА, предлагает линейку универсальных платформ размерности 4U, 8U и 16U для размещения аппаратуры заказчика.

Endurosat на сегодняшний день поставила заказчикам более 50 КА класса малых спутников. К выходу в область SataaS компанию привело желание сделать бизнес (в первую очередь — расходы) максимально прозрачным для клиента. То есть, в Endurosat заметили, что классическая модель развития, когда разработчик создает космическую систему по заданию заказчика, предполагает большой объем дополнительных затрат со стороны последнего. "Спутник как услуга" позволяет выставлять клиентам фиксированную цену работы космического аппарата (или определённой полезной нагрузки) на орбите в какой-либо установленный срок.

Китайская компания Spacety за 5 с половиной лет запустила более 30 КА, размещая на них полезную нагрузку заказчиков. В своих заявлениях Spacety называет сроки в три месяца — от момента заказа до запуска.

Кибербезопасность

Разумеется, когда мы говорим о том, что большое число заказчиков работают в одной инфраструктуре, возникает и вопрос о кибербезопасности. Впрочем, участники процесса считают, что в этом случае он решается не сложнее, чем это происходит в области наземной инфраструктуры.

Преимущество спутника в том, что он может быть защищен разработчиком на аппаратном уровне, и это повышает общую безопасность. Однако игроки рынка отмечают всё возрастающую требовательность регуляторов к вопросам безопасности в данной сфере.

По информации Satcomrus

Поделиться