Starlink как фактор формирования ИКТ-неравенства

Подключение неподключённых — сегодня одна из важнейших задач человечества. От ее выполнения непосредственно зависит достижение целей устойчивого развития, определенных ООН. 

Когда низкоорбитальные системы находились в самой начальной стадии развития, на них возлагались большие надежды, связанные с кардинальным решением проблемы цифрового неравенства. Действительно, существующие и планируемые негеостационарные спутниковые услуги обладают высоким потенциалом для подключения неподключённых. Они предлагают идеальный, на первый взгляд, способ обеспечения быстрого доступа к инфокоммуникационным услугам на огромных территориях с неразвитой инфраструктурой. Но при детальном рассмотрении все не столь очевидно.

Глобальные системы не создают ценности на Земле

По мере продвижения коммуникационных LEO-систем — и, в первую очередь, конечно же Starlink — эксперты начали приходить к выводу, что система, нацеленная на пользовательский рынок, да и вообще рыночные механизмы как инструмент, не смогут обеспечить всеобщий и равноправный интернет-доступ. Более того, они способны стать фактором не сокращения, а увеличения цифрового неравенства.

Основные инвестиции в низкоорбитальные системы и их услуги — это вложения в космический сегмент. То есть, в отличие от сетей оптической или мобильной связи, оператор не делает инвестиций внутри страны, в её наземную инфраструктуру. Такой подход ограничивает вклад глобального оператора в национальную экономику и является скорее негативным фактором при переговорах с национальными регуляторами.

Фактически глобальный оператор в своей работе не соприкасается с самим рынком. Он использует онлайн-каналы продаж услуг сторонних логистических компаний. Такой подход позволяет быстро выйти на рынок, не делая инвестиций внутри страны. И, если такая схема хорошо работает в США и Европе, то в Африке или Юго-Восточной Азии она уже не столь надёжна и интересна для местных правительств.

Есть ещё большое количество сторонних факторов, которые в сумме складываются в серьёзную проблему. Например, в Индонезии — островном государстве, где спутниковая связь является ключевым фактором связности различных регионов — выяснилось, что аппаратура Starlink плохо работает при неустойчивом электроснабжении. Но самое главное отмечает президент Pasifik Satelit Nusantara (PSN) Ади Рахман Адивозо: расположенные в глуши станции надо уметь обслуживать, а Starlink пока умеет только продавать. Поэтому в Индонезии и Малайзии государственные программы по ликвидации цифрового неравенства базируются на геостационарных спутниках высокой пропускной способности и развитой сети национальных операторов. Хотя Starlink должен быть допущен на рынки этих стран в 2024 г., а местные операторы сотовой связи тестируют услуги бэкхолла через низкоорбитальную систему, но какого-то прорыва никто не ожидает.

Starlink не окупится

Абонентская плата Starlink колеблется от $25 до $100, что примерно соответствует средней цене за такую услугу в Северной Америке. Оборудование дороже — от $200 до $650. Но для большинства неподключённого населения Земли такие расходы непомерны.

При этом не вызывает сомнений, что представленные Starlink цены носят явно дотационный характер и не соотносятся с затратами компании. Возможно такое снижение цены нацелено на захват рынка. Если учесть стоимость запуска Falcon 9 — $30 млн (для SpaceX) за 55 спутников первого поколения (по 260 кг каждый), размер планируемой группировки — 12 000 спутников, средний срок службы спутника Starlink — около 5 лет, уровень отказов — 2,5%-3%, то по истечении срока действия аппаратов первого поколения запуск каждого нового спутника будет стоить примерно $1,36 млн. Минимальная оценка стоимости производство спутника Starlink — $250 тысяч. То есть замена одного спутника в группировке обойдётся примерно в $1,6 млн. Таким образом создание группировки из 12000 спутников обойдётся примерно в $19 млрд. Далее, уже после вывода всей группировки, для её поддержания в первоначальном размере Starlink должен запускать 2400 спутников в год, что потребует затрат около $3,9 млрд в год. только на поддержание группировки. К этому необходимо приплюсовать все другие затраты: наземный̆ сегмент, абонентское оборудование, исследования и разработки, продвижение и лоббирование услуг, национальное лицензирование.

Доход Starlink в 2022 г. составил $1,4 млрд. В сентябре 2023 г. компания насчитывала 2 млн подписчиков. Судя по этим цифрам, до точки безубыточности компании далеко. К тому же, рыночная ниша Starlink весьма специфична: обеспеченные люди, живущие в отдаленных или малонаселенных районах. И этот рынок испытывает постоянное давление со стороны операторов сотовой связи, расширяющих свой охват, в том числе и при помощи прямых конкурентов Starlink.

Да, Starlink может сотрудничать с операторами, но в той же Индонезии опыт использования станций Starlink для услуг бэкхолла пока нельзя считать особенно удачным: станция не всегда обеспечивала заявленную пропускную способность в 10 Мбит/с. Плюс уже упомянутые проблемы с обслуживанием.

Интернет получат единицы

Искоренение цифрового неравенства и подключение неподключенных всегда связывается с развитием местных локальных экономик. Однако применение Starlink этому способствовать не будет: формальное наличие интернет-доступа в каком-либо удалённом населённом пункте у физического лица или коммерческой компании может снизить активность государственных и общественных структур по обеспечению всех жителей равноправным интернет-доступом в рамках проектов по доступу к цифровым услугам (digital inclusion). Купить терминал Starlink и регулярно оплачивать подписку смогут единицы, а остальные останутся без доступа к современным инфокоммуникационным услугам. К тому же, наличие качественного интернет-доступа у отдельных жителей ещё больше усилит их влияние и заглушит проблемы остальных.

Также не стоит забывать, что при использовании правительством страны локальных ресурсов для подключения неподключенных во всю задействуются трудовые ресурсы и местные компании, что положительно сказывается на экономике страны. При использовании Starlink экономический эффект для национальной экономики отсутствует, либо очень минимален.

Суверенитет и устойчивое околоземное пространство

Сейчас многие страны стремятся развивать свою космическую программу, ещё большее количество стран намерены сделать это в ближайшем будущем. Однако, чем больше проходит времени, тем меньше шансов остается у новичка на полноценный выход в космос.

Растущее количество космических аппаратов в околоземном пространстве делает космическую деятельность всё более непредсказуемой, и Starlink, который сегодня не ограничен ничем, вносит в это свою существенную лепту. Какая-либо регуляторная база по управлению космическим движением сегодня отсутствует, и Starlink де факто формирует ситуацию, при которой прав тот, кто первым занял место.

Второй аспект — радиочастотное регулирование. Используемый спектр есть национальное достояние каждой страны. Но здесь тоже работает приоритет первого оператора, начавшего работать в том или ином диапазоне, и Starlink крайне успешно реализует это преимущество. К тому же, если частоты для непосредственного спутникового телевещания с геостационарной орбиты внутри территории страны гарантированы каждой стране, то с низкой орбитой никаких гарантий нет. Низкоорбитальные группировки требуют огромного количества спутников, что приводит к их низкой эффективности. При этом они будут выборочно предоставлять услуги в отдаленных районах, давая повод для снижения правительственной активности по решению вопроса о всеобщем и равноправном подключении.

По информации Intersputnik

Поделиться