Руководители компаний анализируют 2023 год – сейсмический год для ДЗЗ

Рынок ДЗЗ на сегодняшний день является одним из самых динамичных в спутниковой отрасли. Продолжается борьба с изменением климата, спутниковые компании играют жизненно важную роль в этой области, поскольку они стремятся предоставлять данные и снимки, обеспечивающие полезную информацию правительствам и предприятиям по всему миру. Это рынок, который демонстрирует лучшие инновации в нашем секторе.

Via Satellite побеседовал с крупнейшими компаниями в этой области и обсудил, какими были главные события 2023 года и что они ожидают увидеть в 2024 году. В круглом столе принимали участие: Сюзанна Хейк, генеральный менеджер по работе с правительством США в компании Maxar Intelligence; Тереза Кондор, главный операционный директор Spire Global; Аваис Ахмед, генеральный директор Pixxel; Паоло Минчиакки, генеральный директор e-GДЗЗS; и Андерс Линдер, генеральный менеджер по работе с международными правительственными организациями в Maxar Intelligence.

VIA SATELLITE: Это был еще один год перемен в спутниковой отрасли. Изменение климата продолжает доминировать в новостных циклах, считаете ли вы, что в этой связи, роль спутниковых компаний в области ДЗЗ изменилась коренным образом за последние два-три года?

Хейк: Коммерческие спутниковые снимки служат источником неоспоримой истины, давая ценное представление о происходящем и помогая бороться с дезинформацией. Спутниковые снимки сыграли жизненно важную в освещении геополитических кризисов и стали источником неоспоримой правды, позволяющим точно освещать события на местах.

Эти конфликты также послужили испытанием возможностей новых форм зондирования и новой аналитики в реальных условиях. Коммерческая отрасль была призвана обеспечить сбор, обработку и аналитику данных из нескольких источников. Мы также наблюдаем рост интереса к использованию 3D-данных, поэтому компания Maxar Intelligence создает цифровой двойник Земли с высоким разрешением, который позволит пользователям взаимодействовать с реальной средой из любой точки планеты.

Кондор: Сейчас больше, чем несколько лет назад, признается роль, которую может сыграть спутниковое ДЗЗ в решении серьезных задач, таких как вопросы, связанные с климатом и устойчивостью, а также проблемы безопасности. Что еще более существенно изменилось, так это общее понимание того, что такое ДЗЗ. Долгое время это означало почти исключительно оптическую съемку того или иного типа. Теперь общее понимание того, что входит в понятие "ДЗЗ", расширяется; в частности, теперь оно охватывает наблюдения, полученные с помощью радиосигналов или "дистанционного зондирования". Компания Spire специализируется на радиочастотных наблюдениях, и в течение многих лет нам говорили, что использование нами сигналов GNSS (Глобальных навигационных спутниковых систем) для создания наборов данных о погоде и климате не относится к телекоммуникационной сфере и не входит в область ДЗЗ. Поэтому никто не знал, как нас классифицировать. Такое размывание четких границ между тем, что классически считалось телекоммуникациями, ДЗЗ или PNT (Позиционирование, навигация и хронометраж), стало новой особенностью. Это можно только приветствовать, поскольку на самом деле важна не сама техника, а сценарий использования и применение полученных данных и аналитической информации, которые влияют на принятие решений в реальном мире.

Ахмед: Безусловно. Три года назад основные сферы применения и качество доступных спутниковых снимков были совершенно иными. Мы стали свидетелями невероятного развития технологий, позволяющих проводить более глубокий анализ мира и расширять сферу применения в новых отраслях. Мы видим, что спутниковые компании стали гораздо активнее делиться более точными, своевременными и конкретными данными для таких важных областей, как сельское хозяйство, нефтяная, газовая и горнодобывающая промышленность. Помимо решения проблемы изменения климата, эти спутниковые компании стали играть более активную роль в наблюдении за воздействием изменения климата на окружающую среду, а также за последствиями геополитических проблем. Информация, которую можно наблюдать и применять для лучшего понимания нашего мира, имеет решающее значение для выработки индивидуальных и эффективных решений. Роль спутниковых компаний как никогда важна.

VIA SATELLITE: Как вы думаете, какие два самых громких события, связанные с ДЗЗ/съемкой/изменением климата, произошли в 2023 году?

Ахмед: Одним из главных событий стало использование спутниковых снимков во время климатических и экологических кризисов. Например, во время лесных пожаров на Гавайях и утечки нефти на трубопроводе Keystone люди обращались к спутниковым снимкам, чтобы отследить и смягчить ущерб. По мере накопления доступных спутниковых данных они будут становиться все более важными в таких ситуациях. Мы с нетерпением ждем новых запусков спутников в 2024 году, чтобы поставлять еще больше гиперспектральных данных.

Еще одним важным событием стали огромные инвестиции в космическую отрасль. После того как в 2022 году был принят законопроект о климате, мы наблюдали приток интереса со стороны инвесторов, которые увидели большие возможности в климатических технологиях. Компания Pixxel гордится тем, что привлекла $36 млн от таких инвесторов, как Google, и я думаю, что этот интерес будет только расти.

Кондор: Мониторинг парниковых газов - это то, что интересует всех, и сейчас уже развернуты группировки, которые могут предоставлять эту информацию на коммерческой основе, например, GHGSat. Я думаю, что мониторинг лесных пожаров - это еще одно важное направление, которое набирает обороты и вызывает интерес во всем мире, и Ororatech добилась большого успеха. Обе эти компании сосредоточены на данных, вариантах их использования, обработке и применении в реальном мире, а не на космических технологиях. Это очень важно для ДЗЗ, чтобы добиться успеха.

VIA SATELLITE: Стали ли спутниковые снимки/ ДЗЗ мейнстримом? Раньше это было государственной сферой деятельности, но удалось ли добиться значительных успехов на коммерческой арене?

Кондор: Многих людей приводят в восторг снимки со спутников, и осведомленность об этом стала гораздо более массовой. Использование данных ДЗЗ по-прежнему требует очень специализированных знаний, периодичность съемки и задержки все еще могут быть проблематичными, а многие из наиболее эффективных вариантов использования либо находятся в областях, где они могут быть раздроблены и им трудно получить отдачу, либо нацелены на общее благо, в которое правительствам действительно необходимо инвестировать с точки зрения клиента. Это не "или-или". Безусловно, коммерческая потребность существует, но некоторые из тех задач, которые решает ДЗЗ, должны иметь не только коммерческого, но и государственного спонсора. Думаю, мы должны быть откровенны в этом вопросе. Правительствам не нужно владеть технологиями и создавать их, но они должны быть частью клиентской базы. Безопасность, реагирование на стихийные бедствия и мониторинг климата - все это области, где ДЗЗ невероятно важно и где чисто коммерческая клиентская база не существует в значимом объёме, чтобы поддерживать и развертывать всю инфраструктуру.

Ахмед: За последние несколько лет спутниковые снимки, безусловно, получили более широкое коммерческое применение, но пока я бы не сказал, что они уже полностью вошли в массовый обиход. Существует огромный коммерческий рынок, предлагающий ценные данные, которые могут принести пользу практически каждой отрасли. У компании Pixxel есть клиенты из горнодобывающей, сельскохозяйственной, нефтяной и других отраслей, которые используют гиперспектральную съемку для принятия решений. Чем больше данных будет распространяться в мире, тем более массовым оно начнет становиться в ближайшие три-пять лет.

Минчиакки: Рынок ДЗЗ растет экспоненциально, но государственный спрос и финансирование услуг для конечных пользователей все еще очень разрознены. Поэтому необходимы системные мероприятия с привлечением учреждений в качестве основных клиентов, которые придадут большую ценность результатам спутниковых данных. Климатические услуги, даже в очень насыщенной и сложной геополитической ситуации, когда внимание и ресурсы всего мира поглощены геополитическим кризисом, остаются важными. Каждая страна ставит перед собой цели в этой области, и именно здесь на помощь приходит рынок ДЗЗ.

VIA SATELLITE: Какое влияние окажет искусственный интеллект на эту часть рынка?

Хейк: Модели AI/ML (Искуственный интеллект/Машинное обучение) уже играют важную роль в ДЗЗ и будут только расти в своей значимости и полезности. Мы все еще находимся на ранних стадиях использования AI/ML для повышения полезности геопространственных данных и аналитики для клиентов, а также для того, чтобы помочь людям быстрее извлекать информацию из пикселей для любых задач.

Объем доступных коммерческих геопространственных данных растет в геометрической прогрессии, а людей, способных быстро и эффективно анализировать эти данные, не хватает. Мы создаем модели AI/ML, которые превращают огромные объемы геопространственных данных в полезную информацию, позволяя клиентам быстрее и масштабнее принимать решения, ориентированные на конкретные задачи. Эти технологии позволяют ускорить рабочий процесс "от датчика до решения", повышая эффективность и результативность человеческого анализа, позволяя аналитику сосредоточить свое внимание на данных, которые имеют наибольшее значение для его задачи.

Кондор: AI будет иметь большое влияние. Обработка и обучение на основе этих наборов данных очень сложны. Чем больше можно будет сделать в автоматизированном режиме и чем больше задач можно будет поставить перед сетью автоматизированным способом, тем более пригодным станет ДЗЗ для принятия решений в режиме реального времени. В конечном итоге обработка должна происходить в сети.

Ахмед: AI окажет огромное влияние на рынок ДЗЗ. Только в этом году мы запустили бета-версию нашей аналитической платформы AI Aurora, которая предоставляет пользователям инструменты для получения, коррекции, преобразования и анализа гиперспектральных спутниковых снимков. Спутниковые данные могут быть чрезвычайно сложными и требуют глубокого понимания данных, чтобы извлечь из них практическую пользу. AI окажет огромную помощь в том, чтобы сделать эти данные более понятными и позволить пользователям принимать более быстрые и точные решения.

VIA SATELLITE: С годами, по мере совершенствования спутников, эта часть рынка стала по-настоящему оживать. Что вы видите в качестве следующего потенциального технологического переворота в этой области? Каким будет следующий большой скачок в развитии этого рынка?

Ахмед: Мы вступаем в эру скорости и точности. Мы продолжим наблюдать за тем, как спутники разрабатывают более совершенные спецификации и предоставляют более глубокие данные. Я думаю, что следующим потенциальным революционным продуктом станет по-настоящему массовая платформа для анализа спутниковых снимков, которая позволит передавать снимки в руки обычных людей, если они им понадобятся. По мере того, как ДЗЗ выходит на более массовые рынки, растет потребность в разработке таких инструментов в более короткие сроки.

Минчиакки: Изменения, которые будут стимулировать развитие рынка ДЗЗ и геоинформации, будут определяться несколькими факторами, такими как наличие высокоэффективных датчиков и технологий с низкой задержкой. Благодаря высокопроизводительным вычислительным системам (HPC), оптимизированным для обработки большого объема данных с минимальной задержкой, и безопасному соединению мы сможем обслуживать клиентов, которым требуется доступ к быстро меняющимся данным практически в режиме реального времени. Еще один очень важный фактор, который приведет к серьезным изменениям и эволюции геоинформационного рынка, - это цифровое моделирование и применение искусственного интеллекта, позволяющего извлекать ценные показатели и информацию очень эффективно, быстро и своевременно. Все эти технологические аспекты невозможны без значительного опыта в вертикальных приложениях и знания того, что нужно заказчику.

VIA SATELLITE: И наконец, что, по вашему мнению, ждет этот сектор в 2024 году? Мы говорим о кардинальных переменах в части рынка, связанной с подключением, конкуренцией между традиционными операторами и Starlink и Amazon. Как вы думаете, что может произойти в этой части рынка?

Линдер: Заглядывая в 2024 год, я считаю, что мы стоим на пороге трансформационных изменений, обусловленных тремя ключевыми тенденциями. Во-первых, произойдет значительный сдвиг в сторону постановки задач, ориентированных на выполнение миссий в рамках нескольких спутниковых группировок. Эта эволюция приведет к росту спроса на организованное управление сбором данных, обработку данных из нескольких источников, объединение данных, а также расширенное осмысление и геопространственный анализ. Речь идет не только о сборе большего количества данных, но и об их интеграции и интерпретации более продвинутыми, критически важными для выполнения задач способами.

Во-вторых, сектор станет свидетелем значительного расширения доступа зон конфликтов к космическим средствам ISR (Разведка, наблюдение и рекогносцировка). Это произведет революцию в полевых операциях благодаря беспрецедентно низким сквозным задержкам и позволит упреждающе ставить задачи для сбора данных, чувствительных ко времени. Высокая периодичность съемки интересующих мест и возможность предоставления полезной информации даже пользователям с низкой пропускной способностью значительно повысят оперативную эффективность и скорость реагирования в зонах конфликтов.

Наконец, в 2024 году продолжится смена парадигмы: от рассмотрения космоса как убежища к осознанию потенциальных вызовов космической войны и реагированию на них. Мы увидим стратегический и ориентированный на безопасность подход к космической деятельности, отражающий меняющуюся природу космоса как области коммерческих возможностей и геополитических споров.

Кондор: Мы живем в очень нестабильные времена, и геополитические горячие точки, похоже, только разгораются. Существует большая потребность в коммерчески доступных данных, причем не только у спецслужб, которые беспокоятся о том, что что-то происходит на стороне, но и у тех групп на местах, которые пытаются принимать незамедлительные решения на основе данных, к которым они могут получить простой доступ или которые они могут использовать для атрибуции и поддержки. Геополитические события, накладывающиеся на растущие возможности и открытость данных, полученных на коммерческой основе, означают, что, на мой взгляд, эта тенденция будет продолжаться. Тенденция к приобретению коммерческих услуг началась с традиционных телекоммуникаций, затем перешла к запускам и съемке, а теперь происходит и в области метеорологических данных и радиочастот.

Я считаю, что действительно переломным моментом станет наличие лазерных межспутниковых каналов для создания сети связи в космосе (LEO-LEO, LEO-GEO/MEO и взаимосовместимой) с высокопроизводительными вычислениями, позволяющими использовать AI на орбите и принимать решения на границе. Важное значение также будет иметь объединение различных видов наблюдений в сети. Когда это произойдет, космос действительно станет тем, что должна использовать каждая отрасль.

В 2024 году большое внимание будет уделяться вопросам регулирования. Это касается устойчивости космоса, как мониторинга космической среды, так и ожиданий от участников космической деятельности. Также будет охвачен спектр, который является действительно дефицитным ресурсом и может оказать большое влияние на то, как будут развиваться события на LEO.

Ахмед: 2024 год станет важным годом для сектора ДЗЗ на LEO. За последнее десятилетие мы стали свидетелями невероятного прогресса, и с увеличением климатического регулирования и желания использовать спутниковые снимки для решения проблемы изменения климата мы увидим дальнейший бум в этой отрасли. Рынок GEO /MEO/LEO будет продолжать развиваться благодаря повышенному интересу со стороны таких крупных компаний, как SpaceX, Amazon и OneWeb. Но область ДЗЗ по-прежнему будет ограничена LEO из-за трудностей с разрешениями, в то время как мы увидим миниатюризацию технологий MEO и GEO, что позволит расширить их сферу применения за счет снижения стоимости. Мы уже стали свидетелями многих изменений на этом рынке, и в будущем он будет продолжать расти за счет технологических инноваций, коммерциализации и международного сотрудничества.

Минчиакки: В 2024 году рынок по-прежнему будет ориентирован на институциональные и правительственные структуры, в частности на оборону и разведку. Это также связано с очень сложной геополитической ситуацией в настоящем времени. В области спутниковых телекоммуникаций картина развивается быстро, но еще не до конца определена. В действительности, консолидация рынка ДЗЗ станет реальностью. На самом деле мы можем констатировать усиление конкуренции в условиях, когда объем услуг для конечных пользователей растет меньше, чем ожидалось. Поэтому мы ожидаем консолидацию рынка, так как на данный момент он слишком разрознен. В частности, операторы спутникового ДЗЗ уже переходят к вертикализации предложений, включая спутниковые данные, спутниковые платформы и предоставление аналитических услуг, в основном связанных с собственными данными.

По информации Via Satellite

Поделиться