Значительные изменения в тенденциях ценообразования спутникового ресурса

Меняющаяся ситуация в ценах на спутниковые услуги, вызванная появлением спутниковых систем нового поколения, продолжает трансформировать отрасль, вызывая переход к управляемым услугам c убедительной $/Гбайт -экономикой.

Euroconsult, ведущая консалтинговая компания в спутниковой отрасли, опубликовала отчет "Тенденции ценообразования ресурса FSS", раскрывающий текущие изменения в сфере ценообразования спутникового ресурса.

За последние пять лет средние мировые цены на спутниковый ресурс на рынках видео и данных упали примерно на -16% (-3% CAGR) и -77% (-26% CAGR) соответственно. Спад особенно заметен на рынках данных из-за обильного предложения со стороны NGSO (особенно Starlink) и систем HTS.

Услуги на основе видео традиционно более надежны, а контракты длятся дольше, следовательно, их стоимость снижается медленнее. Услуги передачи данных имеют гораздо более короткие сроки контрактов и, следовательно, более быстрый спад и гораздо более жесткую конкуренцию со стороны новых участников.

По определению Euroconsult передача данных охватывает услуги фиксированной и мобильной связи на коммерческих и государственных рынках, в том числе для транзитной сотовой связи и военных клиентов.

Старший консультант Euroconsult Грейс Хануджа сообщила, что в 2023 году спутниковые операторы на этих рынках получали средний доход на пользователя (ARPU) в размере $260 в месяц за каждый мегабит в секунду пропускной способности.

Исследование показало, что для рынка видеоуслуг ARPU составил $2760 в месяц за каждый мегагерц полосы пропускания.

По словам Хануджи, анализ ARPU основан на внутренних базах данных Euroconsult, используя конфиденциальные интервью с участниками отрасли.

Цены на видео снижались медленнее, чем на передачу данных, поскольку предложение ресурса вещательным компаниям в значительной степени стагнировало на фоне перехода к онлайн-сервисам потокового вещания, а также из-за преобладания долгосрочных контрактов.

"Цены на спутниковый ресурс быстро снижаются на все более разрушительном рынке, чему способствует появление геостационарных (GEO) и негеостационарных орбитальных (NGSO) спутниковых систем с высокой пропускной способностью (HTS) нового поколения. Массовый приток предложений на рынке в конечном итоге способствовал эффекту коммерциализации подключений, из-за чего в отрасли наблюдается сдвиг в сторону предложений управляемых услуг с привлекательной $/Гбайт - экономикой, в первую очередь за счет Starlink", — говорится в отчёте Euroconsult.

SpaceX имеет более 5400 широкополосных спутников Starlink на LEO после начала агрессивной кампании по их запуску в 2019 году. Недавно компания сообщила регулирующим органам, что у нее 2.3 миллиона клиентов Starlink в 70 странах мира, 59% из них находятся в Соединенных Штатах.

По оценкам Хануджи, Starlink добавил на рынок данных от 25 до 26 Тбит/с спутниковой емкости в 2023 году.

Спутники с высокой пропускной способностью (HTS) от GEO операторов, таких как Hughes Network Systems в США и Eutelsat во Франции, также способствуют перенасыщению поставок, хотя и не в такой степени.

В ответ на снижение цен на ресурс спутниковая индустрия переходит от традиционного оптового лизинга к более управляемым решениям, позволяющим зарабатывать больше денег на пропускной способности. Эта тенденция также подталкивает операторов покупать поставщиков услуг и использовать другие стратегии вертикальной интеграции, чтобы стать ближе к своим клиентам.

По данным Euroconsult, поставщики услуг все чаще отдают предпочтение готовым пакетам услуг от спутниковых операторов, чтобы облегчить сложность управления пропускной способностью, что позволяет им сосредоточиться на предоставлении дополнительных услуг, таких как кибербезопасность, телематика и облачные вычисления.

Затраты, заложенные в производство ресурса также снизились в последние годы благодаря достижениям в строительстве спутников и большей доступности запусков, прежде всего благодаря SpaceX.

«Привлекательные цены Starlink и более высокая доступность планов обслуживания вызвали структурный сдвиг в отрасли от оптовой аренды ресурса к более управляемым решениям, вызвав волну перестройки стратегии среди игроков. Операторы предпочитают напрямую обслуживать конечных клиентов с помощью управляемых планов обслуживания, которые дают им больший контроль над ценами на ресурс, в то время как поставщики услуг отходят от управления ресурсом, сосредотачиваясь на добавленной стоимости», — говорит Хануджа.

По данным Euroconsult, средняя стоимость предоставления ресурса HTS в Северной Америке упала примерно с $40 Мбит/с в месяц в 2019 году до примерно 12 Мбит/с в месяц в 2023 году.

Учитывая развивающуюся динамику в отрасли, цена за Гбайт стала свидетелем тенденции к конвергенции в ключевых регионах за последние три-четыре года. Период до 2021 года характеризовался средними ценами от более чем $2 до $5/Гбайт в месяц из-за ограниченной доступной емкости устаревших спутниковых систем, что ограничивало ежемесячные объёмы доступных Гбайт. Однако запуск Starlink и введение новых планов обслуживания от существующих спутниковых игроков (таких как Viasat, Hughes в Америке и Eutelsat Konnect в Европе) значительно снизили диапазон цен до $0,2–1,5/Гбайт в месяц в 2023 году. Этот сдвиг объясняется непропорциональным увеличением объёмы доступных Гбайт по сравнению со стоимостью плана обслуживания.

Однако Euroconsult ожидает, что в течение следующих двух-трех лет затраты в Северной и Южной Америке и Европе стабилизируются, что потенциально замедлит снижение цен на ресурс.

"Снижение базовой стоимости ресурса (показывающее эффективность капиталовложений в производство спутников с учетом продаваемого ресурса и ожидаемого срока службы), начавшееся с появлением Starlink, как ожидается, стабилизируется в течение следующих двух-трех лет, что приведет к потенциально более медленному снижению цен на ресурс по сравнению с предыдущими годами".

По информации Space news, Satelliteprome, Satnews

Поделиться