Что будет дальше в эпоху группировок?

2023 год стал весьма успешным для компаний, сделавших большие ставки на низкую околоземную орбиту (LEO). Спутниковый оператор Eutelsat завершил сделку по покупке OneWeb. Компания Amazon запустила прототипы спутников Project Kuiper. Канадский спутниковый оператор Telesat выбрал нового производителя своей группировки Lightspeed. Компания SpaceX продолжала запускать спутники Starlink с головокружительной скоростью. Помимо этого, новые компании, такие как E-Space и Rivada, также стремятся оказать влияние на рынок спутниковой связи, поскольку мир, похоже, переходит на LEO.

LEO является теперь частью основных спутниковых услуг, говорит Сирил Дюжарден (Cyril Dujardin), генеральный менеджер подразделения спутниковой связи в Eutelsat. По его словам, Eutelsat видит развитие рынка LEO в сфере B2B и общественного Wi-Fi в Гренландии, на Аляске и в некоторых районах Канады, а также транзитной сотовой связи с низкой задержкой сигнала.

"Я думаю, что 2023 год стал началом разрабатывания LEO для морского и круизного судоходства. В 2024 году мы увидим, что использование пропускной способности LEO-группировок станет гораздо более преобладающей тенденцией в морской сфере. В авиации внедрение LEO идет немного медленнее. Я бы сказал, что рост услуг IFC на основе LEO-группировок начнется. Мы увидим больше подхода GEO/LEO в некоторых вертикалях", - говорит Дюжарден.

Эми Мельман (Amy Mehlman), вице-президент компании E-Space, добавляет: "LEO уже является мейнстримом, и с появлением новых достижений в части этой орбиты мы ожидаем еще большего роста спроса на услуги связи LEO. Улучшенное покрытие, меньшая задержка сигнала и расширенные возможности позволят операторам LEO занять центральное место".

Рональд ван дер Брегген (Ronald van der Breggen), коммерческий директор Rivada Space Networks, говорит, что LEO – это доминирующий нарратив, а Starlink с доступными тарифами на спутниковый Интернет - первопроходец на рынке. Он говорит, что система Starlink, пока всё ещё предоставляющая услуги, основанные на подключении к шлюзу с негарантированной скоростью, де-факто стали стандартом.

"Следовательно, Starlink используется для приложений, которым со временем будут требоваться более безопасные, надежные и комплексно управляемые альтернативы, и именно здесь мы можем помочь", — говорит он. "Мы рассматриваем эволюцию LEO как довольно традиционную: вначале возможности ограничены, но по мере того, как люди начинают видеть преимущества спутников, на рынок выйдут более отлаженные и надежные решения, позволяющие большему количеству критически важных приложений пользоваться преимуществами спутников, беспрецедентным охватом и надежностью".

Интересно будет посмотреть на Rivada в следующем году. Недавно компания погасила задолженность перед компании Terran Orbital, которая строит для нее группировку, что те6перь вселяет надежду по поводу её перспектив. Ван дер Брегген говорит, что пройдет несколько лет, прежде чем у Rivada появится ликвидность, которая приходит с получением доходов за оказанные услуги. Он признает, что это создает дополнительную нагрузку на управление денежными средствами в то время, когда масштаб и количество финансовых точек соприкосновения с инвесторами, банками, поставщиками и субподрядчиками максимальны.

"Просто наивно ожидать, что все денежные потоки волшебным образом сплетутся воедино без сучка и задоринки. Заминки были и будут. Тем временем наши инвесторы по-прежнему с энтузиазмом отмечают, что существуют огромные возможности для безопасных услуг операторского класса, которые могут превзойти оптоволокно", — говорит ван дер Брегген. "Для запуска группировки нам нужны инвесторы, но именно клиенты будут определять наш успех. Процесс работы с клиентами превосходит все ожидания и вселяет в меня уверенность, что мы справимся с этой задачей".

Заглядывая вперед в 2024 год

Главный управляющий директор Telesat Гленн Кац (Glenn Katz) считает, что в следующем году количество контрактов на услуги существующих LEO-группировок увеличится, поскольку рынок видит ценность в возможностях этой орбиты. Что касается Telesat Lightspeed, то оператор уже заключил контракт с канадским федеральным и провинциальным правительством на предоставление услуг в рамках программы устранения цифрового неравенства. "До начала предоставления услуг еще несколько лет, но сейчас мы наблюдаем рост активности для Telesat Lightspeed. Мы рассчитываем завершить реализацию ряда важных моментов со стратегическими партнерами в 2024 году", — добавляет он.

В 2024 году Кац ожидает больший прогресс в создании группировок, включая LEO-группировку Агентства космического развития США. По его мнению, все больше операторов GEO будут сотрудничать с операторами негеостационарных группировок (NGSO), а один или два из них могут разработать и свои собственные сети NGSO.

Дюжарден полагает, что общий рост спутниковой индустрии в 2024 году превысит 15%. По прогнозам Eutelsat, доходы NGSO будут расти в 2,5 раза быстрее, чем рынок в целом. Eutelsat завершил последний квартал с портфелем заказов на OneWeb на сумму более €1 млрд ($1,09 млрд) и рассчитывает получить доход от низкоорбитальной системы в размере от €125 до €200 млн (от $147 до $219 млн) с июня 2023 года по июнь 2024 года.

"Мы растем и считаем, что рынок LEO настроен на рост", — говорит Дюжарден. "Для рынка на GEO может произойти небольшая каннибализация. В целом существует большой спрос на услуги связи, и мы думаем, что будет большой спрос на LEO, а также на наши новые спутники GEO".

Станет ли 2024 год годом прорыва или нет, зависит от влияния социально-экономических и геополитических условий, а также от программ регулирования, которые могут появиться по результатам Всемирной конференции радиосвязи 2023 года, говорит Мельман. "Во всяком случае, нас ждет интригующий год в космосе".

Новые горизонты, новые вертикали

Одним из ключей к успеху будет возможность заключения контрактов в новых вертикалях и возникновении интереса у игроков, которые ранее не вкладывали много средств в спутники. Amazon и Vodafone могут быть теми, на кого стоит обратить внимание. Поскольку Project Kuiper находится на пути к началу массового производства спутников в преддверии полномасштабного развертывания группировки, которое начнется в первой половине 2024 года, эта группировка может встряхнуть рынок в течение следующих нескольких лет.

Раджив Бадьял (Rajeev Badyal), вице-президент по технологиям Project Kuiper: "Наша миссия заключается в предоставлении быстрой и доступной широкополосной связи необслуживаемым сообществам по всему миру, и я горжусь работой, проделанной нашей командой в этом году, чтобы выполнить свои обязательства - представить линейку высокопроизводительных недорогих клиентских терминалов, приступить к строительству центра обработки спутниковых данных на мысе Канаверал, подписать соглашения с новыми партнерами, такими как Vodafone, и оценить работу нашей спутниковой и сетевой архитектуры в течение 30 дней после запуска первых двух спутников-демонстраторов".

Бадьял говорит, что, хотя впереди предстоит тяжелая работа, Kuiper планирует начать обслуживание своих первых клиентов уже в следующем году.

Крис Дэник (Chris Daehnick), ассоциированный партнер McKinsey & Company, считает, что на базе NGSO появятся новые услуги связи, которые будут использовать постоянное глобальное покрытие таких группировок, в зависимости от того, как они будут развернуты. "Наиболее очевиден интерес к правительственным/военным рынкам. В других областях ключевой вопрос заключается в следующем: обеспечивает ли космическая связь уникальную или выгодную возможность - лучшую стоимость или производительность по сравнению с наземными альтернативами?" - добавляет он.

Мельман также настроена оптимистично. Она ожидает, что операторы LEO диверсифицируют свою деятельность на новых рынках, и считает, что универсальность технологии LEO открывает двери для инновационного применения в тех сферах, где традиционные спутниковые системы не смогли этого сделать, отмечая тенденцию к более широкому проникновению на рынок. Она также считает, что у все большего количества стран будут появляться собственные суверенные космические активы.

Она указывает на стратегические преимущества LEO – будь то улучшение обмена данными, обеспечение задач национальной безопасности или расширение экономических и промышленных возможностей. "Только одни эти причины должны поддерживать положительную динамику потока сделок. Мы ожидаем дополнительные партнёрства и инвестиции, которые будут подпитывать сектор", - добавляет она. 

Тень Starlink

Практически нет сомнений в том, что Starlink оказывает огромное влияние на этот сектор. SpaceX – гигант с более чем 5 300 спутниками на орбите.

Несмотря на рыночные позиции SpaceX, конкуренты уверены, что рынка хватит для нескольких операторов. Telesat, например, не верит в ситуацию, когда победитель получает все, уверен Кац.

"Существует огромный целевой рынок, на котором могут преуспеть несколько компаний", - говорит он. "Ожидается, что к 2025 году объем рынка только для LEO составит сотни миллиардов, что потребует наличия нескольких операторов для удовлетворения спроса. Спутниковая индустрия всегда была высококонкурентной и такой останется и впредь. Мы ожидаем продолжения перекрестного сотрудничества спутниковых операторов и продолжения обсуждений с малыми и крупными телекоммуникационными компаниями, MNO, сервис-провайдерами и правительствами".

Спутник стал важной частью широкополосного доступа, и никто не хочет полагаться на один источник, говорит Дюжарден. "Тот факт, что существует доминирующий оператор с точки зрения имиджа и маркетинга, открывает рынок для других компаний, которые могут предложить альтернативы и по-другому смотреть на услуги. Мы планируем обеспечить лучшее качество обслуживания и создать дополнительную ценность для наших партнеров. Мы считаем, что это важно для конечных клиентов и сети в целом", - говорит он.

Очевидно, что Starlink имеет огромную фору, но Дэник из McKinsey также считает, что спрос может поддержать более одного провайдера широкополосной связи LEO. "Основной проблемой жизнеспособной бизнес-модели остается стоимость. Это область, где SpaceX/Starlink также находится в самом конце освоения новой технологии и обладает преимуществами вертикальной интеграции, поэтому конкурентам понадобятся какие-то компенсирующие преимущества. Как единственная другая работающая группировка, OneWeb продемонстрирует возможности конкуренции", - говорит он.

Прогнозы на будущее

После неспокойного года, чего мы можем ожидать в предстоящем году? Кац считает, что устойчивость космического пространства станет еще более актуальной проблемой.

"Я думаю, вы могли бы искать сотрудничества по всей отрасли, чтобы они только росли в течение следующего года и далее", - говорит Кац. "Возможно, мы даже увидим первую миссию по удалению космического мусора. Мы, безусловно, ожидаем расширения сотрудничества между операторами LEO и астрономами в рамках совместной работы по сохранению ночного неба для наблюдений, что позволит преуспеть важнейшим инновационным исследованиям и открытиям в нашей огромной Вселенной".

Ван дер Брегген добавляет: "С развитием геополитической ситуации мы можем ожидать, что правительства начнут играть более активную роль в распространении и внедрении услуг LEO. Это подходящая альтернатива сегодняшнему "лоскутному одеялу" из космических и наземных средств и присущих им проблем с производительностью, надежностью и безопасностью".

Он также ожидает, что спутниковая связь, телекоммуникации и облачные технологии будут более тесно связаны. "Время, когда каждая из этих вертикалей оставалась в своем углу, пытаясь создать какой-то собственный бизнес, прошли. Корпоративный и государственный рынки все больше и больше заинтересованы в интегрированных решениях, и мы увидим, как это отразится в том, как эти традиционно сильно разделенные компании найдут способы работать вместе, создавая решения, которые нужны клиентам", - добавляет Ван дер Брегген.

Дюжарден считает, что некоторые группировки будут использоваться правительствами как способ влиять на конфликты или разрешать их. "Я убежден, что в 2024 году группировки удивят всех разнообразием применений и рынков, где они станут незаменимым решением организации связи. Это уже стало реальностью - Eutelsat и OneWeb обеспечили связью изолированные сообщества и предприятия в Канаде, Аляске и Гренландии. Очень скоро мы увидим спутниковую связь для служб экстренного реагирования и органов здравоохранения в удаленных районах, которая позволит бригадам первой помощи быстрее находить пациентов, получать быстрый доступ к важной медицинской информации и картам пациентов в любом месте. Спутниковая связь играет решающую роль благодаря ее быстрому развертыванию при ликвидации стихийных бедствиях", - говорит он.

Он считает, что рынок определяется количеством группировок. "Существует ограниченное число глобальных группировок - Starlink, Kuiper, Telesat, Eutelsat OneWeb, потенциально Rivada, Iris2 и китайская группировка, которая, похоже, добивается прогресса. Для региональных операторов экономика глобальных группировок еще более сложна, поскольку они требуют глобальной операционной деятельности. Не видно, чтобы мелкие операторы самостоятельно запускали группировки, независимо от глобальных операторов или новых крупных игроков в США".

По информации Via Satellite

Поделиться