Том Чой рассказывает о финансах, консолидации и искусственном интеллекте в спутниковом секторе

2023 год был весьма насыщенным в спутниковой отрасли. Были заключены такие крупные сделки, как Viasat/Inmarsat, Eutelsat/OneWeb. Intelsat и SES безуспешно вели переговоры о слиянии, а Telesat объявила о финансировании и планах по созданию своей сети Lightspeed. И это только среди традиционных операторов. С учетом того, что такие компании, как Amazon и SpaceX, продолжают оказывать огромное влияние, это был действительно напряженный год для отрасли.

Том Чой, исполнительный председатель совета директоров компаний Curvalux и Saturn Satellite Networks, - один из самых прямолинейных людей в отрасли. Он стал победителем в номинации "Руководитель года в спутниковом секторе" в 2012 году. В этом интервью Via Satellite беседуем с Чоем о потрясениях 2023 года и его взгляде на эволюцию, происходящую в спутниковой отрасли.

Via Satellite: Это был еще один динамичный год в спутниковой отрасли. Если бы вам нужно было выбрать два самых важных события 2023 года, что бы вы выбрали и почему?

Чой: Я считаю, что ключевым событием 2023 года является то, что многие группировки NGSO (негеостационарные орбиты) не получили финансирования на развитие или расширение. Этот год был очень сложным для растущих компаний и стартапов в плане привлечения капитала из-за высоких процентных ставок, при которых инвесторы могли бы получить значительную краткосрочную доходность от относительно безопасных инвестиций. Эта тенденция затронула не только спутниковый сектор, но и многие другие растущие отрасли. Мы не услышали новостей о финансировании таких известных новых группировок, как Mangata или Rivada. В этом году многим группировкам, финансируемым венчурными инвестициями, пришлось отказаться от своих амбициозных планов, в то время как другие провели неудачные раунды или закрыли свои двери.

Будем надеяться, что в 2024 году инвестиционная обстановка улучшится, но тот дикий энтузиазм, который инвесторы проявляли по отношению к новым космическим программам в 2020-2022 годах, в этом году не оправдался. Печально видеть, как компании, которые в те годы привлекли значительный капитал в рамках сделок SPAC, видят, что стоимость их акций падает ниже 10% от стоимости, полученной в ходе IPO (первичного публичного предложения). При высокой структуре затрат, незначительных доходах и ограниченном объеме доступных средств я опасаюсь за их долгосрочную жизнеспособность. Надеюсь, инвесторы извлекут уроки и проведут более тщательную проверку экономической эффективности этих бизнес-планов.

Via Satellite: Сейчас мы прошли третью часть нынешнего десятилетия. Как вы считаете, какое положение займут сегодняшние лидеры спутниковой отрасли к концу десятилетия?

Чой: На протяжении многих лет я был известным скептиком по отношению к LEO, но при неограниченном финансировании и сильной технической базе проект Starlink компании SpaceX создал невероятно простую в освоении систему для доставки широкополосной связи LEO в самые отдаленные уголки мира. Project Kuiper компании Amazon, кажется, обладает схожими техническими качествами, и я верю, что они также смогут завоевать рынок. Несмотря на появление Starlink, операторы GEO сохраняют устойчивость, а некоторые из них расширяют свои сегменты рынка. Это означает, что группировки LEO в чистом виде скорее увеличили рынок, чем отняли существующий бизнес GEO FSS (фиксированная спутниковая связь), хотя есть и исключения, особенно на рынках подвижной и морской связи. Я также считаю, что системы LEO захватят новый сегмент рынка, связанный с подключением предприятий к облаку в качестве резервного решения, чего сети GEO не могут сделать из-за задержки.

Я считаю, что в конце десятилетия NGSO и GEO будут сосуществовать, а поставщики услуг будут использовать лучшие возможности всех орбит. Я не удивлюсь, если среди операторов GEO будет больше слияний и поглощений, а системы LEO будут финансироваться консорциумами многонациональных организаций. Нас определенно ждет захватывающее десятилетие в космосе".

Via Satellite: Какое известие в 2023 году было самым неожиданным с вашей точки зрения? Что застало вас врасплох?

Чой: Самой удивительной новостью 2023 года стала неудача с полезной нагрузкой ViaSat- 3. Я не знаю подробностей, но, учитывая техническую компетентность Viasat, Boeing и всех других ведущих мировых субподрядчиков, потеря большей части полезной нагрузки Viasat-3 из-за этой неудачи вызвала большое удивление. ViaSat-3 с пропускной способностью 1 Тбит/с стал бы "джаггернаутом" (мощной силой), который привел бы цены на пропускную способность на GEO к удивительно низким уровням. Нашей отрасли необходимо продолжать внедрять инновации, чтобы максимально снизить цены и расширить рыночную базу. Хотя есть и другие компании, такие как Saturn, которые пытаются достичь подобных показателей стоимости, ViaSat-3 стал бы стандартом в этом начинании. Я желаю им всего наилучшего в успешном запуске второго Viasat-3.

Via Satellite: Считаете ли вы, что мультиорбитальная стратегия является обязательным условием успеха традиционных операторов?

Чой: Будь то GEO, MEO или LEO, услуги для конечных пользователей лучше всего предоставляются поставщиками услуг, которые являются специалистами в различных корпоративных вертикалях. В качестве примера важного сегмента можно привести такие компании, как Speedcast, специалисты которых сертифицированы для работы на нефтяных вышках и предоставляют не только решения по подключению, но и различные ИТ-услуги. Они интегрируют сети LEO и GEO, чтобы предоставить конечным пользователям соединения с высокой пропускной способностью, низкой задержкой и надежностью GEO. Я считаю, что оптовым операторам GEO и владельцам группировок LEO, которым приходится управлять сотнями, а то и тысячами спутников и большим количеством глобальных шлюзов, будет очень сложно стать специалистами в нескольких сегментах корпоративного рынка. Таким образом, владельцы группировок и поставщики услуг будут взаимозависимы друг от друга.

Кроме того, тезис об инвестициях в широкополосные сети LEO еще не подтвержден, поэтому операторам GEO, возможно, было бы разумнее ограничить свой риск падения цены, сотрудничая с другими партнерами для развертывания группировки, а не брать на себя все риски самостоятельно. Только время покажет, будут ли SES и Eutelsat, сделавшие ставку на MEO и LEO соответственно, радоваться или сожалеть о своем решении. Я надеюсь, что региональные операторы GEO объединят свои ресурсы для создания совместных группировок, где каждая сторона получит свою соответствующую емкость в рамках IRU (неотъемлемого права использования), подобно тому, как сегодня финансируются подводные кабели.

Via Satellite: Будет ли искусственный интеллект благом или злом для космической отрасли? Будет ли он иметь меньшее или большее влияние на космос по сравнению с другими отраслями?

Чой: Со временем искусственный интеллект (AI) будет помогать всем отраслям, в том числе и космической. AI позволит компаниям в космосе разрабатывать компоненты и системы с меньшей массой, большей прочностью и способностью к теплоотводу. Мы сможем использовать микросхемы и алгоритмы AI для получения изображений с более высоким разрешением и скоростью обработки в космосе. Со временем Curvalux разработает полезную нагрузку для формирования космического луча, поскольку она владеет патентом США и ЕС на передовое формирование луча фазированной решетки с использованием AI. Я твердо уверен, что AI затронет все аспекты нашей работы в космосе.

Via Satellite: Как вы думаете, каковы будут три основные темы для обсуждения на SATELLITE 2024?

Чой: Мы видим, что на рынке появляется много стартапов, начинающих запускать ракеты. Мы видим новые компании, которые разрабатывают недорогие и многоразовые системы из Европы, США, Индии, Китая и Кореи, а также других стран. Эти системы уже не просто находятся на чертежной доске, а демонстрируют успешные запуски, так что, безусловно, это будет одним из главных предметов обсуждения. Технология связи "прямого доступа к устройствам" будет оставаться животрепещущей темой, поскольку и другие отраслевые гиганты, такие как Google, тоже придут в этот сектор. Я также полагаю, что мы увидим, как международные правительства планируют свои собственные системы LEO.

Via Satellite: Считаете ли вы, что за последние несколько лет в спутниковой отрасли произошли фундаментальные перемены? Как бы вы оценили темпы изменений?

Чой: На протяжении многих десятилетий в спутниковой отрасли доминировали поставщики услуг GEO FSS и LEO MSS. Приятно видеть, как новые участники приходят из коммерческого космоса, чтобы расширить рынок ДЗЗ, а также связной бизнес. Эти новые инициативы выходят за пределы Земли и планируют межпланетные и цислунарные миссии. Я считаю, что по мере увеличения инвестиций в космический сектор темпы изменений будут ускоряться в геометрической прогрессии.

По информации Via Satellite

Поделиться