О борьбе с цифровым неравенством

Операторам Юго-Восточной Азии и Африки сложно представить убедительное бизнес-обоснование инвестирования нескольких сотен миллионов долларов в новые технологии (например, в спутники с гибкой полезной нагрузкой или облачные сервисы). Погоня за рынком также не позволяет медлить, т.к. за последние пять лет инноваций было внедрено больше, чем за предыдущие тридцать лет. К тому же, клиенты все чаще спрашивают про мультиорбитальные решения. И глобальные операторы НГСО-группировок понимают, что покупать такие решения (во всяком случае в ближайшие несколько лет) можно только у местных игроков, поскольку сами они на локальных рынках не ориентируются. Но простая перепродажа — это не очень устойчивый бизнес для региональных операторов, это ненадолго, и необходимо внедрять новые сервисы. Об этом заявили эксперты в рамках конференций WSBW 2023 и APSCC 2023.

Микро-ГСО как способ удовлетворить глобальные амбиции

Созданные за последние пять лет спутники позволили национальным и региональным операторам несколько расширить зону охвата, что повлекло за собой выход на международные рынки и их клиентов, которые зачастую и не собирались этого делать, но, получив незапланированную техническую возможность, не упустили свой шанс. В свою очередь эта тенденция сильно увеличила градус взаимодействия между многочисленными операторами, которые все больше начинают воспринимать конкурентов как партнеров. И здесь спутниковая индустрия стоит в начале того пути, который когда-то проделала индустрия мобильной связи.

Например, интересы и амбиции компании ABS захватывают не только ЮВА, но и рынки Бразилии, Атлантики и Африки. Два спутника должны отработать до 2042 г., но для дальнейшего развития нужна еще емкость. При этом у компании «CAPEX-каникулы», то есть перерыв в капитальных вложениях. Поэтому ABS внимательно смотрит на аппараты микро-ГСО, которые могут стать выходом из положения. К тому же, заметил генеральный директор фирмы Амит Соманаи, это позволит не держать большие и дорогие КА с наполовину заполненной емкостью. Заявление интересно тем, что здесь представитель не стартапа, а спутникового оператора, давно работающего на рынке, излагает преимущества микро-ГСО, которыми пока в основном аргументируют свою позицию представители разработчиков этого класса КА.

Нигерия: успеть заменить спутник

Возможно, технология микро-ГСО вызовет интерес у Nigcomsat: государственный оператор Нигерии владеет одним спутником, которому уже исполнилось 16 лет, а новый, если и появится, то не скоро, хотя работы в этом направлении ведутся. Поэтому основной задачей Nigcomsat становится обеспечение клиентов спутниковой емкостью на время поиска финансирования, изготовления и запуска классического коммуникационного аппарата.

В Нигерии тоже чуть больше 50 тысяч базовых станций, подключенных к спутнику. При развитии 5G ожидается рост их числа. Строительство сети в Африке проходит непросто, в той же Нигерии идет конкурентная борьба за несколько сотен точек, связанных с нефтяной промышленностью, остальные сектора осваиваются гораздо медленнее.

Индонезия: спутник — ключевая технология для островного государства

Индонезия активно продвигает программу подключения населения, чем объясняется высокий спрос на емкость со стороны государства. Два спутника государственного оператора PSN заполнены целиком. В начале 2024 г. начнет регулярную работу третий — Satria-1, из 160 Гбит/с пропускной способности которого 90 Гбит/с уже законтрактовано государством. Это несмотря на то, что число подключаемых по спутнику точек сократилось с первоначальных 150 000 до 50 000.

Рынок Индонезии привлекателен для многих операторов, в том числе для Starlink, который запускает там свой сервис в 2024 г. Однако услуги Starlink по бэкхоллу оказались дороже, а аппаратура плохо приспособлена к далеко не идеальной электросети Индонезии, сообщил президент PSN Ади Рахман Адивозо. На одну базовую станцию Starlink обещает скорость
10 Мбит/с и демонстрирует ее на тестах, но далеко не всегда она обеспечивается в реальной обстановке. К тому же, PSN умеет и может реально обслуживать свои спутниковые станции, Starlink пока умеет только продавать, уверен Ади Рахман Адивозо.

Малайзия: успешный сервис привлек государственные деньги

Охват интернетом в Малайзии сейчас равен 97%, полный охват территории должен быть реализован в 2025 г., оставшиеся 3% будут обслужены при помощи спутника. Финансирует программу фонд универсальной услуги. В будущем планируется уравнять связь и ШПД с коммунальными услугами, что обязует, например, застройщиков прокладывать соответствующие коммуникации.

Компания MEASAT запустила услуги спутникового ШПД в Малайзии в 2018 г. под брендом Connect Me, и на первом этапе это был исключительно коммерческий сервис. Позднее правительство положительно оценило и технические параметры, и бизнес-модель, и выделило финансирование на обеспечение интернет-доступом удаленных населенных пунктов. В основном Connect Me нацелен на сервис-провайдеров, которые в свою очередь предоставляют услугу населению посредством организации Wi-Fi зон. За четыре года MEASAT подключила в сельской местности около 4 000 точек, охватив около полумиллиона жителей. Сейчас оператор уже развивает услуги на базе своей инфраструктуры, в первую очередь речь идет о телемедицине. Просчитывается проект цифровых кинотеатров, правительству представлен проект цифровых госуслуг. Впрочем, жизнь в малазийской глубинке такова, что спутниковому оператору приходится попутно заниматься всем, вплоть до продажи продуктов.

Starlink рассматривается в ряду из нескольких сервисов. Оператор подал заявку на получение лицензии, после чего регулятор указал на некоторые условия, которые Starlink был обязан выполнить для этого. Примерно за полтора года процесс пришел к тому, что Starlink лицензию получит. Пока же регулятор смотрит, вписывается ли Starlink в общую концепцию программы по устранению цифрового разрыва. Для MEASAT этот сервис пока становится одной из дополнительных возможностей: да, есть ниши, которые этот сервис может занять, есть «дыры», которые он может закрыть. Но он никогда не станет единственным сервисом. В ближайшее время ожидается начало работы еще нескольких НОО-группировок, конкуренция возрастет, что позволит региональному оператору выбирать оптимальные режимы сотрудничества с ними, концентрируя нужную пропускную способность в определенных районах с приемлемой надежностью.

5G и спутниковый спектр

Юго-Восточную Азию не миновали тенденции по перераспределению спутниковых частот в пользу сетей 5G. Малайзия выделяет три диапазона: во-первых, полосу 40 МГц в диапазоне 700 МГц, во-вторых, 200 МГц в С-диапазоне и 1600 МГц в миллиметровом (то есть в Ка) диапазоне. При этом, услуги в С-диапазоне чрезвычайно востребованы в регионе, особенно в корпоративном секторе для организации надежной связи с удаленными предприятиями.

Именно из-за недостатка рабочего спектра операторы в общем и целом выразили скепсис по отношению к сервису D2D (Direct-to-Device). Как нишевая услуга подачи сигналов экстренной связи он, несомненно, получит определенное распространение. Но если связь будет осуществляться на специальное абонентское устройство или смартфон премиум-класса, для их страны это будет малоактуально. Нужна дешевая и устойчивая связь для
Wi-Fi-спота или базовой станции.

По информации Satcomrus.ru

Поделиться