Спутниковый ШПД в сельской местности – возможность подключить неподключенных

Перспективы спутника в социальной интеграции и устранении цифрового неравенства

По данным Международного союза электросвязи 2,6 млрд человек, или около трети мирового населения, остаются "оффлайн", без доступа в Интернет. На решение этой проблемы направлены различные программы социальной интеграции и национальные стратегии широкополосной связи, включающие в качестве основы развитие волоконно-оптических сетей (ВОЛС), как это реализовано, например, в Австралии и Ирландии. Однако ВОЛС могут охватить страны только до определенного предела. Так, в Австралии услуги фиксированной связи национальной сети охватывают примерно 93% населения.

Следовательно, спутниковая связь является одним из немногих вариантов экономически эффективного обслуживания оставшейся части населения и играет важную роль в национальных планах развития широкополосной связи.

В последнем отчете компании NSR "Широкополосная связь в сельской местности" говорится, что к 2031 году посредством программ социальной интеграции будут созданы 4,7 млн сайтов спутникового подключения. Однако обычно они предназначаются для сложных географических регионов, и при этом не уделяется внимание некоторым ключевым сценариям использования, потенциал которых не следует игнорировать. Спутниковая связь, превращающая "ничто" в "что-то", создает возможности там, где оптоволокно отсутствует.

Связь – это ключевой компонент экономического роста, поддерживающий развитие торговли и социальной сферы, поэтому призывы ускориться и сократить цифровое неравенство звучат все чаще и громче. Немедленное и направленное непосредственно на конечного пользователя продвижение спутниковых услуг может стать решением, позволяющим получить моментальный эффект для тех, кто не подключен к сети.

Космическая экономика быстро меняется. От более простых в установке терминалов до более дешевых космических аппаратов – новые варианты использования и сегменты рынка обладают потенциалом роста. Программы социальной интеграции, такие как обязательства по предоставлению универсальных услуг или фонды широкополосной связи в сельской местности, являются областями, которые выиграют от использования спутниковой связи, пока сообщества ждут, когда к ним проложат ВОЛС.

Большинство программ широкополосной связи в сельской местности ориентированы на долгосрочный экономический эффект. В течение десятилетий, которые потребуются для завершения этих программ, значительные экономические и социальные возможности для сообществ могут быть потеряны из-за отсутствия надежной связи.

В отчете NSR говорится, что к 2031 году широкополосная связь для конечных пользователей и социальной интеграции будут составлять почти 38% доходов от спутниковой связи. Этот рынок растет, и оставить его наедине с последними 2% проблемных подключений — значит упустить хорошую возможность.

В то же время НГСО-группировки - Starlink, OneWeb и O3b – привносят новую пропускную способность и другие возможности, дающие значительный потенциал экономической выгоды. Следует рассмотреть возможность организации спутникового широкополосного доступа сейчас, чтобы не упустить возможности в ожидании прихода ВОЛС. 

Пример 1 - Starlink в Австралии

Крупнейшая австралийская телекоммуникационная компания Telstra стала первой, подписавшей соглашение со Starlink, направленное на предоставление в удаленных сельских районах пакетных предложений - "только голосовая связь" или "голос плюс Starlink" с широкополосным доступом в Интернет. Добавление НГСО к предложениям телекоммуникационных компаний является реализацией важного ценностного предложения. Для рынка связи в сельской местности, который находится в поиске следующего большого решения, это партнерство обеспечивает высокоскоростной доступ с низкой задержкой сигнала, а также дополнительные преимущества в виде расширенной поддержки и телекоммуникационных услуг напрямую от провайдера. Для НГСО рынок расширяется, увеличивается возможность привлечения дополнительных конечных абонентов. Это стратегия с эффектом.

Согласно отчету NSR, перед Австралией стоит задача охватить услугами связи последние неподключенные 15% населения в течение следующего десятилетия. Участники программ связи в сельской местности будут внимательно следить за этим партнерством. У Telstra появилась огромная возможность довести уровень проникновения услуг в стране до 100% без каких-либо действий со стороны правительства. 

Австралийская Национальная широкополосная сеть (National Broadband Network, NBN) была впервые анонсирована в 2009 году и объединила в себе различные виды связи, в том числе спутниковую. Поскольку существующие космические активы стареют, в настоящее время ведутся дискуссии о будущем доступа к программам спутниковой связи. На данный момент в Австралии широкополосными услугами обеспечены почти 88% населения крупных городов, 83% населения внутренних региональных зон, 81% внешних региональных зон, и 77% населения удаленных районов страны. NSR ожидает, что при текущих планах в ближайшие 5 лет связью будет обеспечено более 90% населения, поскольку будет уделяться больше внимания подключению труднодоступных районов.

Детали партнёрства Telstra и Starlink пока не озвучены, как и стоимость услуг. Для Starlink это первая сделка с реселлером в Австралии. Независимо от нее, с прошлого года Starlink уже предоставляет свои услуги 120 тысячам австралийцев.

Для обеспечения связи в сельской местности это "комплексное соглашение" имеет широкий потенциал. Исторически сложилось так, что "чистая" (недифференцированная) потребительская широкополосная связь максимально пытается привлечь клиентов с низким ARPU. Партнерство с Telstra масштабирует возможности Starlink. Увеличение объемов продаж пользовательских терминалов Starlink может привести к снижению их стоимости, что выгодно для конечных пользователей. Таким образом, деятельность в Австралии и аналогичных странах позволяет Starlink снизить цены для клиентов в сельских развивающихся регионах, где стоимость является основным существенным ограничением возможности подключения.

Пример 2 - Starlink в Нигерии

Нигерия стала первой африканской страной, получившей доступ к спутниковым широкополосным услугам Starlink.

У Нигерии есть все условия, чтобы стать примером перспектив широкополосной НГСО-связи в развивающихся странах:

  • Размер: Нигерия c крупнейшей экономикой и населением в Африке имеет большие пробелы в инфраструктуре, которые ограничивают доступ к ключевым услугам, включая фиксированную и беспроводную связь;

  • Сельское население: Нигерия с населением более 99 млн человек в сельской местности (6-е место в мире) является очевидным кандидатом на внедрение спутниковой широкополосной связи;

  • Низкие скорости: даже в районах, обеспеченных широкополосной связью наблюдается низкая скорость интернета, от которой страдает более половины пользователей;

  • Агрессивный национальный план широкополосной связи: Национальный план Нигерии направлен на повышение уровня проникновения широкополосной связи в стране с 48% в 2023 году (все технологии) до как минимум 90% к 2025 году.

Несмотря на все преимущества спутниковой широкополосной связи, ее стоимость остается препятствием для широкого внедрения в Нигерии (по этой причине SpaceX была вынуждена снизить цены на Starlink), но, учитывая цели правительства и текущее состояние, Нигерии будет сложно достичь своих целей в области широкополосной связи без поддержки спутникового ШПД. На данный момент ключевой вопрос заключается в следующем: даже игнорируя стоимостные препятствия, как далеко может зайти Starlink с точки зрения обслуживания сельских пользователей широкополосной связи в Нигерии либо напрямую, либо посредством сотового транзита?

NSR предполагает, что целевыми потенциальными пользователями Starlink в Нигерии являются 106 млн чел., проживающие в сельских районах с плотностью населения от 0,1 до 300 жителей на квадратный километр. Услугами Starlink (напрямую или посредством предоставления сотового транзита) будет охвачен 1% этого населения, то есть 1,06 млн чел. Тарифный план широкополосного обслуживания конечных пользователей - 25/5 Мбит/с с коэффициентом переподписки 40 к 1, что составляет спрос объемом 665 Гбит/с только на территории Нигерии.

Выводы

Страны подходят к решению проблемы цифрового неравенства по-разному. Однако большинство из поставленных ими целей достижимы в рамках запуска ГСО- и НГСО-систем текущего поколения. Для спутниковых операторов такие инициативы, как несубсидируемые или слабо субсидируемые услуги "напрямую домохозяйствами", будут иметь решающее значение для сокращения цифрового неравенства. Региональная ценовая специфика может поддержать этот план, а спутниковые услуги в сочетании с услугами наземных провайдеров являются ключевым способом подключения последних неподключенных территорий.

Для регулирующих органов и специалистов по планированию широкополосной связи в сельской местности спутниковые услуги могут стать важнейшим решением для получения немедленного эффекта от подключения. Starlink продемонстрировал, что существует рынок широкополосных услуг по разумной цене для сельских клиентов, желающих улучшить свою связь без значительного вмешательства государства. Примером этого является стратегия Telstra и Starlink, которую стоит оценить.

Действия, предпринимаемые национальными регулирующими органами важны для создания благоприятных программ, которые могут использовать возможности космической инфраструктуры. Без сотрудничества между спутниковой отраслью и правительствами стран усилия по инклюзии столкнутся с серьезными проблемами на пути реализации краткосрочных экономических выгод.

Со стороны провайдеров услуг потребуется микс бизнес-моделей для увеличения использования спутниковых услуг абонентами. Недифференцированные, чистые услуги потребительской широкополосной связи не могут привлечь клиентов с низким ARPU. Такие варианты, как модель точки доступа, например - "Интернет для всех" в Мексике, имеют большой потенциал, поскольку одна точка может предоставлять покрыть основные потребности общины.

Получение доступа к "чему-то" теперь имеет огромные положительные последствия для тех, кто все еще ожидает подключения. Для устранения "белых пятен" в сельской местности должны быть рассмотрены все возможные бизнес-модели и варианты организации широкополосного доступа.

Правительственным органам, отвечающим за стратегию широкополосной связи, было бы разумно рассмотреть тендеры на спутниковую связь для более быстрого достижения своих целей в ликвидации цифрового неравенства и извлечь выгоду из космических решений, а провайдерам услуг - использовать эту возможность и не ждать государственных субсидий. Преимущества для операторов оказаться на рынке первыми – реальны, опоздавшие же рискуют оказаться в ловушке борьбы за отток клиентов.

По информации www.nsr.com, www.nsr.com, www.nsr.com

Поделиться