Единственный способ выживания региональных операторов ЮВА — трансформация бизнеса

Какие последствия ждет рынок под воздействием негеостационарных систем, насколько принципиален для бизнеса государственный заказ, а также действительно ли есть перспективы у набирающего популярность сервиса прямой связи «спутник-телефон» — все эти вопросы обсудили операторы Юго-Восточной Азии на сессии Regional Operators: Facing the Future Competitive Landscape в рамках конференции APSCC 2023.

НОО: конкуренция и сотрудничество

На основной вопрос рынка о том, как конкурировать с негеостационарными системами, глобальные операторы уже так или иначе ответили: нужно строить свои сети КА (как SES, Telesat), покупать перспективные стартапы (как Eutelsat и OneWeb) и вступать в альянсы (как вышеупомянутый SES и Starlink).

А что делать региональным операторам? Возможностей для создания собственной системы у них нет, средств на покупку перспективной компании в этой сфере — тоже, а объединение может привести к перекосу в бизнесе из-за давления мощного глобального игрока. В любом случае, трансформация, поиск новых путей развития, сервисов и моделей — это не прихоть, а условие выживания и создания устойчивого бизнеса, уверены участники конференции APSCC. Thaicom, например, планирует стать не просто спутниковым оператором, а космической компанией. Компания уже заключила соглашение с GlobalStar и сотрудничает с глобальными игроками.

Давление со стороны низколетов (НОО) несомненно существует, считает Хуан Баочжун, исполнительный вице-президент APT Satellite. Выход — в диверсификации: расширении работы с вертикальными рынками, активизации в секторе B2C и т.д. Сам APT Satellite планирует расширить свой сервис подвижной морской связи на другие страны региона, рассматриваются предложения по созданию гибкой полезной нагрузки Ка-диапазона. Хотя низкоорбитальные системы, несомненно, серьезно повлияли на рынок, не стоит считать их всеобщим разрушителем, уверен Баочжун. Сейчас реализуются много НОО-проектов, но в итоге из них останется три-четыре, каждому из которых на локальном рынке понадобится поддержка локального игрока.

Для KT Sat встряска, которую принесли НОО-системы, стала хорошим поводом самому взбодрить конкурентов. Так, Starlink создал в Корее дочернюю фирму и должен до конца 2023 г. получить лицензию. А KT Sat, скорее всего, как провайдер морской связи, будет продавать на круизных лайнерах ШПД от Starlink. Этого хотят клиенты, значит, они должны получить желаемое. К тому же, хотя KT Sat и доминирует на корейском морском рынке, у него также есть конкуренты, на которых оператор вынужден оглядываться. И если KT Sat не станет предоставлять услуги Starlink, этим немедленно займутся другие игроки.

Вместе с тем японский оператор JSAT уже активно продает данные с низкоорбитальных систем. Он также является миноритарным инвестором японской низкоорбитальной системы QPS, которая готовит к запуску 36 аппаратов, способных охватить любую точку Земли.

Беспилотники в дополнение к спутнику

Одновременно Thaicom начал работать с геопространственными сервисами и с данными дистанционного зондирования Земли. И то, и другое, в первую очередь, нацелено на государственного заказчика: это и контроль границ, и отслеживание вырубки лесов, и мониторинг сельскохозяйственных угодий, и ликвидация последствий чрезвычайных происшествий. Сейчас оператор активно развивает направление беспилотников для инспекции сельскохозяйственных активов, а также башен сотовой связи. При этом здесь важна не только — и не столько — аппаратная часть, но и основанный на ИИ аналитический аппарат для оценки данных. Беспилотники не заменят спутниковые данные ДЗЗ, но станут хорошим дополнением к ним.

Региональному оператору нужен якорный госзаказ

Якорный заказчик обеспечивает региональному оператору устойчивый бизнес внутри страны, что позволяет уже проводить экспансию и на другие государства региона. В любом случае, спутниковый бизнес внутри страны можно вести только при содействии национального оператора. Так, Таиланд сейчас открывается для иностранных операторов, но с оговорками: всем все равно приходится работать с локальными операторами, таков закон бизнеса.

KT Sat, в свою очередь, имеет якорных заказчиков в госструктурах, но они не занимают большой доли в бизнесе. APT Satellite из Гонкгонга, в отличие от других операторов, не имеет в своем ведении большого национального рынка, но благодаря акционерам из КНР имеет доступ на китайский рынок — и вот там уже у компании есть якорные клиенты. При этом, возвращаясь к вопросу НОО-систем, Баочжун отметил: именно для таких сетей принципиально важен государственный или военный заказчик, без которого ни Starlink, ни OneWeb не выживут.

«Спутник-смартфон»: кто заплатит за спектр?

Развитие сервиса зависит от операторов связи. Именно они планируют охват той или иной области, и, если они решат, что какая-то, к примеру, горная область им не нужна, никакого сотрудничества со спутниковым оператором не будет.

Кроме того, есть и другая сложность. Так, в Корее, если какая-либо спутниковая компания захочет предоставлять услугу D2D (Direct-To-Device) в стране, операторы мобильной связи должны будут предоставить ей спектр для работы. Но это им очень дорого обходится, т.к. спектр приобретался на аукционах за большие деньги. Поэтому передача части диапазона в пользу D2D равносильна серьезным затратам. Принесет ли охват той или иной области прибыль, окупающую эти издержки? Пока сотовые операторы не получат четкий ответ на данный вопрос, никакого спектра под D2D они выделять не будут.

Но ситуация может поменяться, поскольку вопрос о частотном обеспечении D2D активно рассматривается и в МСЭ. Если общемировой регулятор выделит спектр для перспективного сервиса, сотовые операторы начнут активно кооперироваться со спутниковыми.

Вместе с тем более-менее понятная бизнес-модель просматривается у сервиса передачи коротких сообщений. Но здесь должны действовать производители: т.е. логично, если Samsung начнет развивать сервис передачи аварийных сообщений, аналогичный тому, что продвигается компанией Apple в кооперации с GlobalStar. Но информации о каких-либо инициативах корейского гиганта в этом направлении пока нет.

Thaicom считает D2D перспективным сервисом и уже сотрудничает в этом направлении с GlobalStar. Однако регуляторика Таиланда, как и многих других государств ЮВА, требует приземления трафика на территории страны, что может несколько затруднить ведение бизнеса.

Эксперты сошлись во мнении в одном: за D2D следует очень внимательно наблюдать. Если этот сервис займет 3-5% от рынка сотовой связи вообще, то это будет невероятный успех и для спутниковых операторов.

По информации Satcomrus.ru

Поделиться