Тенденции развития спутниковой отрасли 2022-2031
Спутники, которые будут построены и запущены
Полный анализ и 10-летний прогноз рынков производства спутников и пусковых услуг
По оценкам Euroconsult в период с 2022 по 2031 год в среднем ежегодно будет запускаться ~2 500 спутников, то есть ~7 спутников или 3 тонны массы ежедневно. Почти две трети из 24 500 спутников, которые будут построены и запущены к 2031 году, будут принадлежать шести широкополосным мегагруппировкам, включая Starlink, OneWeb и GuoWang. Они названы мегагруппировками из-за огромных капитальных затрат (от $5 до $10 млрд) и большого количества спутников, которые будут запущены на низкие околоземные орбиты. На эти группировки будет приходиться 83% спроса в количественном выражении, а в стоимостном - только 31%.
Спрос со стороны коммерческих заказчиков достигнет новых высот. Половина спроса в производстве и запуске спутников будет приходиться на операторов широкополосных NGSO-группировок – в среднем $5,3 млрд ежегодно. В то время, как для геостационарных спутников связи эта доля будет ниже – в среднем $3,2 млрд в год.
По прогнозам Euroconsult, на фоне изменений на рынке геостационарных космических аппаратов, к 2031 году ежегодно будут заказываться 13 геостационарных спутников. По мнению аналитиков, сокращение вещательного бизнеса не будет полностью компенсировано переходом к широкополосному бизнесу и его ростом.
Тем не менее, в будущем объём спутникового рынка по-прежнему будет определяться государственными спутниками, поскольку 6 600 спутников, которые будут запущены в течение следующих десяти лет для гражданских и оборонных правительственных учреждений по всему миру, составят долю рынка объёмом $289 млрд. При этом количество государственных спутников составит лишь 27% от всех спутников, которые будут запущены к 2031 году, но на них придётся 72% от общего объёма рынка в $400 млрд. Большая часть $289-миллиардного государственного сегмента будет сконцентрирована в шести космических державах – США, Китае, Европе, России, Индии и Японии. 900 спутников, которые будут запущены для других стран, помимо этих шести космических держав, составят долю рынка объёмом $37 млрд.
Государственные заказчики по-прежнему доминируют
Гражданские правительства и оборонные ведомства традиционно являются клиентами космической отрасли и останутся крупнейшим сегментом рынка, в котором в течение этого десятилетия будет сконцентрировано почти три четверти спроса на производство и запуск спутников (72%) или в среднем $29 млрд в год. Только на шесть ведущих космических держав (США, Китай, Россию, Японию, Индию и Европу) в течение десятилетия будет приходиться 87%, большая часть $289-миллиардного государственного сегмента. Остальная часть этого сегмента приходится на ~50 стран, которые закупают спутниковые системы для поддержки своего социально-экономического развития и защиты национального суверенитета (телекоммуникационная инфраструктура, геопространственные данные, инженерное образование...).
Государственные спутниковые системы, как правило, отличаются высоким качеством, что объясняет тот факт, что в стоимостном выражении на них придётся 72% рынка производства и пусковых услуг за десятилетие, несмотря на то, что в количественном выражении это всего 32%.
Драйверами инвестиций оборонных ведомств являются: радиоэлектронная разведка, видовая разведка, содействие в обеспечении безопасности и спутниковая навигация, в то время как инвестиции гражданских ведомств сосредоточены на ДЗЗ и освоении космоса. Малые спутники и большие группировки не являются чем-то новым для государств, которые поддерживали эти архитектуры, хотя сейчас они поддерживают и тех, и других (т.е. собственные большие группировки малых спутников).
Растущие опасения перепроизводства спутников
Структура спутниковой отрасли в настоящее время сформирована двумя типами клиентов: шесть космических держав, внутренний рынок которых зависит от отечественной промышленности, и несколько вертикально интегрированных широкополосных группировок, операторы которых сами производят (и даже запускают) свои собственные спутники собственными силами (например, Starlink, OneWeb, Kuiper). Вертикальная интеграция сокращает рынок, доступный сторонним поставщикам, и переопределяет рыночную цену при предельных издержках. В то же время открываются многочисленные мегапроизводства малых спутников, совокупная мощность которых, по оценкам, в десять раз превышает прогнозируемый спрос. Таким образом, велик риск избыточных мощностей спутниковых производств.
"Увеличение концентрированного спроса на спутники со стороны небольшого числа новых операторов, испытывающих высокое давление на свои структуры расходов, также негативно скажется на доходности производителей", - прокомментировал Максим Путо (Maxime Puteaux), редактор отчёта. "Спутниковые "мега-производства" появляются в десять раз быстрее, чем прогнозируемый спрос. Мы ожидаем, что 20 существующих производителей сохранят за собой не менее 40% будущего спроса в стоимостном выражении, а значит переизбыток производства реален, а устойчивость находится под угрозой".
Доступ в космос диверсифицируется, но в настоящее время является "узким местом"
В общей сложности 9 200 тонн спутников, которые будут запущены к 2031 году, будут выведены на орбиты разнообразными ракетами - начиная от микро- и заканчивая сверхтяжёлыми.
При прогнозируемой доле рынка в размере $111 млрд в течение десятилетия спрос на пусковые услуги претерпит многочисленные изменения. Несмотря на увеличение доли этого сегмента на 54% за десятилетие, вызванное увеличением количества запускаемых спутников, Euroconsult прогнозирует, что средняя стоимость запуска одного спутника снизится в три раза в результате возможности повторного использования ракет и появления сверхтяжёлых средств выведения.
Появились новые проекты, начиная от специализированных ракет для малых спутников и заканчивая сверхтяжёлыми многоразовыми средствами выведения с различными соотношениями проектных решений и стоимости. Тем не менее, в настоящее время на рынке пусковых услуг существует парадокс, заключающийся в том, что спутниковые операторы сталкиваются с ограниченным выбором опций запуска, несмотря на большие пусковые мощности, которые должны стать доступны во второй половине десятилетия. Любая задержка ввода в эксплуатацию ставит под угрозу бизнес-план коммерческих спутниковых группировок, откладывая на будущие периоды их способность генерировать доход. Эта сложившаяся на рынке ситуация вынудила OneWeb заключить контракт со своим конкурентом SpaceX на три запуска Falcon 9, чтобы завершить развёртывание своей группировки. Существует несколько причин нынешнего дефицита надёжных средств выведения: задержка выпуска нового поколения ракет, способных выводить полезную нагрузку на геопереходную орбиту, пересмотр малых пусковых установок в пользу более мощных транспортных средств, приоритет государственных спутников перед коммерческими.
Возможность повторного использования ракет-носителей, в настоящее время освоенная только SpaceX, постепенно принимается конкурентами. SpaceX продолжает тестировать Starship, первую полностью многоразовую сверхтяжёлую ракету, открывающую путь к запускам с минимальными затратами. Это может нарушить существующие рыночные стандарты, однажды зарекомендовавшие себя и принятые клиентами.
Спутниковым рынкам не привыкать к макроэкономической неопределённости, вызванной событиями в Украине, пандемией COVID, нарушением цепочек поставок, высокой инфляцией и изменениями денежно-кредитной политики центрального банка. Сегодня спутниковая отрасль сталкивается со значительными изменениями - спрос на спутники всё более концентрируется среди нескольких операторов широкополосных NGSO-группировок, в то время как рыночная стоимость по-прежнему равномерно распределена между операторами и орбитами. Считающиеся на сегодняшний день в значительной степени убыточными, эти группировки создают высокую нагрузку на текущие возможности цепочек поставок и бросают вызов адресуемости поставщиков за счёт их вертикальной интеграции.