Арктическая спутниковая безальтернативность

15 июня состоялась Конференция по развитию телекоммуникаций и цифровизации в Арктике, организованная Минвостокразвития РФ в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ). О том, какие услуги предоставляет ГП КС в арктическом регионе, а также какие перспективные проекты компания реализует для обеспечения труднодоступных и удаленных районов Арктики связью, рассказал генеральный директор ГП КС Алексей Волин.

Роль спутниковых коммуникаций в регионе сложно переоценить: пока это единственный доступный источник связи на 4,5 млн км² Арктической зоны. У десятков тысяч человек — жителей удаленных районов, не обеспеченных оптоволокном, — альтернативы спутнику пока нет.

ФГУП "Космическая связь" уже сейчас практически полностью закрывает эту потребность в связи. У ГП КС самое большое покрытие региона: 7 из 13 космических аппаратов геостационарной группировки ГП КС ("Экспресс-АМ7", "Экспресс-АМ6", "Экспресс-80", "Экспресс-103", "Экспресс-АМ5", "Экспресс-АМУ3" и "Экспресс-АМУ7") охватывают 99,2% его территории. Спутники компании обеспечивают прием вплоть до 79° с.ш., севернее которого уже нет постоянного населения и физической возможности принимать сигнал с геостационарной орбиты.

"ГП КС активно работает на Северном морском пути, организуя каналы для метеорологических станций, национальных парков и научных центров. Услуги компании на СМП используют 27 судов ледового класса и 12 ледоколов. Кстати, в сети морского VSAT ГП КС обслуживаются 409 кораблей. Мы являемся лидерами по организации спутниковой связи на морских судах, занимая более трети всего рынка. И задача дополнительно обеспечить услугами 200 судов, которые в будущем будут ходить по Севморпути, нас совершенно не пугает", — отметил Алексей Волин.

Генеральный директор ГП КС также сообщил о перспективном проекте использования БПЛА для доставки грузов в труднодоступные и удаленные районы Арктики. "Без спутниковой связи эти аппараты дальше 100 км пролететь не смогут. На Югре уже планируются эксперименты с маршрутами до 1 тыс. км.", - добавил Алексей Волин.

Он также рассказал еще об одном многообещающем проекте, реализуемом компанией, — безэкипажном судовождении. Сейчас ГП КС — единственный российский оператор, имеющий подобный опыт. "По нашим прогнозам, в ближайшие 5-7 лет число бэзэкипажных судов на Северном морском пути может достичь 20", — подытожил генеральный директор ГПКС.

"Общий объем необходимой емкости в Арктике — около 5 тысяч МГц. Это позволит обеспечить услугами и постоянно проживающих на этой территории людей, и вахтовиков, и речные и морские суда, и почтовые БПЛА", — добавил Алексей Волин.

По информации ФГУП Космическая Связь

Поделиться